Дом, где живёт история: Государственный исторический музей отмечает 145-летие

Высокие цели — насущные задачи Датой основания Исторического музея считается 9 февраля 1872 года. В этот день император Александр II дал «высочайшее соизволение» на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича (будущего Александра III). Возможно, правильнее было бы начать отсчёт на пару месяцев раньше, когда наследнику направил предложение полковник Н.И. Чепелевский, один из учредителей Всероссийской политехнической выставки. Сама выставка пройдёт позже, в мае 1872-го в Москве, в честь 200-летия со дня рождения Петра I. Именно её экспонаты и положили начало коллекции будущего музея. Кстати, выставка дала импульс к созданию ещё одного музея — Политехнического. Одним из основателей Исторического музея по праву считается граф Алексей Сергеевич Уваров, известный русский археолог, член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Вместе с Чепелевским он разработал научную концепцию: новому музею надлежало охватить большой временной промежуток — от каменного века до середины XIX столетия, при этом каждому периоду отводился собственный зал. Помимо выставочных помещений, комплекс решили оснастить библиотекой, читальным залом и лекторием [1]. Предназначение нового учреждения выразил профессор К.Н. Бестужев-Рюмин, составляя его программу: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю. Велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание… Музей — одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания — высшей цели исторической науки» [2]. Этот благородный идеальный принцип перекликался с сугубо практической задачей — укрепить общественный патриотизм, сильно пошатнувшийся после поражения России в Крымской войне. Долгий путь от идеи до воплощения Несмотря на высочайшее одобрение и важнейшие задачи, от основания до открытия Исторического музея прошло целых 11 лет. Отсрочка имела две причины. Во-первых, масштабный проект требовал значительных средств. Изначально музей был общественным учреждением и составлял капитал в основном из пожертвований меценатов, поэтому для строительства пришлось взять ссуду в 1,26 миллиона рублей. И хотя в 1876 году государство начало выделять субсидии, а через пять лет присвоило музею правительственный статус, поддержка министерства финансов была нерегулярной. Поэтому работы несколько раз прерывались, а на погашение кредита ушло 28 лет. Во-вторых, за организацию отвечали две комиссии — научная и строительная. Возглавляли их А.С. Уваров и И.Е. Забелин, которого считают вторым отцом-основателем музея, и они вели ожесточённые споры о внешней и внутренней отделке здания. Ещё бы — место выделили рядом с Кремлём, на северной стороне Красной площади! Положение обязывало: при Петре I здесь размещалась Главная аптека, а потом Московский университет и административные учреждения. В итоге победила точка зрения Забелина: фасады должны иметь вид, отвечающий канонам русского зодчества XVI века. Иначе говоря, музей надо было гармонично вписать в комплекс Красной площади, в частности уравновесить знаменитый Покровский собор. По мнению конкурсной комиссии, со сложной задачей лучше всех справился архитектор Владимир Шервуд, который совместно с инженером А.А. Семёновым разработал изысканный проект с гордым названием «Отечество». Строители музея использовали новейшие материалы и технологии. Например, кирпичи скрепляли цементом, поэтажные перекрытия сделали металлическими, а все инженерные коммуникации — воздуховоды, отопление и водопровод — спрятали в стенах. Декоративная отделка фасадов и башен потребовала больших усилий: в 1876–1877 годах над ней одновременно трудились 260 каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Первыми посетителями музея стали император Александр III и его супруга Мария Фёдоровна — их визит в конце мая 1883 года завершил торжества в честь коронации нового государя. Для широкой публики двери открылись в начале июня. Становление и развитие Посетители входили в музей с Красной площади и попадали в просторные парадные сени. По замыслу Забелина и Шервуда, их следовало украсить сценами из жизни древних славян — земледельцев, охотников, воинов, а также иллюстрирующими переход от язычества к христианству. Но получив статус Императорского музея, организаторы были вынуждены изменить концепцию. Центральной композицией у входа стало родословное древо российских государей. Так зрителям давали понять: ключевую роль в отечественной истории играет самодержавие, а не народность. И Забелин, и Уваров думали ровно наоборот… [2] Камнем преткновения стало и предложение Шервуда наполнить залы музея в основном произведениями искусства на исторические темы. Уваров настоял на том, что главную роль в экспозиции должны играть подлинные памятники прошлого, и для планировки интерьеров привлёк другого видного архитектора того времени — А.А. Попова [2]. Без художественного оформления не обошлось: во внутренней отделке приняли участие Виктор Васнецов, Иван Айвазовский, Валентин Серов, Генрих Семирадский, Илья Репин и Сергей Коровин. Но их работы, даже панорамные, составляли вспомогательный план для исторических экспонатов [1]. В 1883 году для осмотра открыли только 11 залов на первом этаже, представлявшие период от древности до конца XII века. Планировка, заложенная Шервудом, отражала реальные исторические процессы: язычество и христианство шли параллельными путями и объединялись в Киевской Руси; затем шёл период феодальной раздробленности и новое слияние под эгидой Москвы. К 1917 году число залов дошло до 16 — посетители могли уже дойти до Смутного времени [2]. Большую часть первых экспозиций составили предметы, которые передали музею Алексей Уваров и его супруга. Чета археологов сделала общественным достоянием все находки, собранные в экспедициях по разным регионам России, в том числе по Кавказу и Крыму. Их примеру последовали и многие знатные коллекционеры — Бобринские, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Олсуфьевы. Самый щедрый дар преподнёс купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, чья коллекция тогда превышала весь фонд Исторического музея. Пополнилось хранилище и во время Первой мировой войны: в Москву свозили реликвии из западных губерний [1]. Продолжалось строительство музея: в 1889 году во внутреннем дворе появился поперечный корпус с аудиторией на 700 человек. Через 15 лет в помещении разместили архив, библиотеку и отдел рукописей и старопечатных книг. Залы на втором и третьем этажах до революции так и не оформили, но они никогда не пустовали. Известные художники использовали их в качестве мастерских, здесь проходили музейные съезды, научные собрания и тематические выставки — исторические, археологические, этнографические, художественные и даже литературные. Так, в 1899 году прошла выставка в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, а через десять лет чествовали аналогичный юбилей другого поэта — А.В. Кольцова. Просветительская деятельность только зарождалась: в начале XX века проходило не более 20 экскурсий в год. Предложение явно отставало от спроса, то есть от интереса публики к истории: по статистике, в 1905–1915 годах средняя посещаемость музея составляла 39 тысяч человек ежегодно [2]. Крутые повороты истории После 1917 года судьба Исторического музея могла сложиться весьма трагически. По воспоминаниям хранителей, пролетарии не раз предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги», а в здании устроить фабрику [1]. Рискуя жизнью, работники препятствовали и попыткам под разными предлогами изъять хранящиеся ценности. От разбоя спасало заступничество наркома просвещения А.В. Луначарского и самого В.И. Ленина. Нет худа без добра: фонд музея за несколько лет получил ценнейшие экспонаты — архивные документы и рукописи, изделия из серебра и фарфора, старинные книги и монеты [1]. Коллекционеры и учёные сдавали свои собрания на временное хранение, надеясь когда-нибудь получить их назад. Они верили, что власть сменилась ненадолго… Но большевики взялись за дело серьёзно и основательно. Наркомат просвещения разработал новую концепцию — повернуть музей «лицом к народу». В большинстве залов коренным образом переиначили оформление, изменились и сами экспозиции. Например, в 1920-х годах появились выставки, посвящённые крестьянскому творчеству и крепостному быту XVIII–XIX веков. В 1937 году в Историческом музее прошла выставка памяти А.С. Пушкина, материалы которой потом легли в основу Всесоюзного музея поэта. Тогда же в честь 20-летия Октября музей пережил первую реконструкцию. Открылось несколько тематических выставок, но главное — учреждение вновь сменило статус и приобрело широкий профиль. Его официально объявили главным национальным музеем и подчинили ему другие. К 1940 году он имел шесть филиалов, в их число вошла даже… Генуэзская крепость в Судаке [2]. В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Лишь однажды бомбёжки заставили его закрыться на восемь дней — в октябре 1941-го. Самые ценные экспонаты эвакуировали подальше от фронта — сначала в Поволжье, а затем и в Казахстан. Зато с начала войны сотрудники проводили выставки «по горячим следам», собирая материалы на фронте. Первую экспозицию в этом ряду посвятили обороне под Москвой. Пробуждая патриотизм, музей буквально притягивал людей: только в 1942 году здесь состоялось почти 1800 лекций, а число посетителей превысило 86 тысяч [1]. Возрождение и перерождение Пережив войну, в мирное время Исторический музей продолжил активно развиваться. Уже в 1945 году работало 30 выставочных залов, в 1957-м постоянная экспозиция наконец освоила второй этаж и охватила период до конца XIX века, а ещё через шесть лет — до 1917 года. Получили продолжение и временные выставки: музей освещал исторические события (Великой Октябрьской социалистической революции, победы в Великой Отечественной, 600-летие Куликовской битвы), масштабные стройки (БАМ). В 1986 году началась реставрация и реконструкция, которые преследовали две цели: восстановить первоначальный облик здания и расширить выставочное пространство. Например, угловые башни вновь украсили двуглавые орлы, а промежуточные — львы и единороги. Внутренний двор музея превратился в Половецкий дворик с фонтаном и статуями, а рядом расположились несколько новых холлов. Из-за финансовых и организационных трудностей работы завершились только в 2002 году. Сегодня ГИМ остаётся крупнейшим национальным музеем России: в его залах представлено около 22 тысяч экспонатов, а общий фонд почти в тысячу раз больше! Помимо главного здания, посетителей принимают филиалы — Музей Отечественной войны 1812 года, палаты бояр Романовых в Зарядье и Покровский собор (храм Василия Блаженного). Каждую неделю музей приглашает слушателей на лекции, а ежегодно устраивает больше 10 новых выставок. Несколько оригинальных проектов ГИМ приготовил и к своему 145-летию. Приходите — будет интересно! Использованные источники История музея // Официальный сайт Государственного исторического музея. Кириченко Е.И. Исторический музей: Путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1984.

Дом, где живёт история: Государственный исторический музей отмечает 145-летие
© Mos.ru