Войти в почту

Что входит в «состав» современного театра?

О том, из чего же все-таки состоит современный театр, в рамках трилогии лекций о театре рассказал 8 февраля в Творческой лаборатории «Угол» критик и автор изданий «Афиша», «Афиша-Daily», «Colta», «Театр», «Петербургский театральный журнал», «КРОТ» Алексей Киселев. Данное выступление стало последним в цикле - ему предшествовали лекции «Вся правда о классическом театре и о том, почему его не существует» и « 10 спектаклей, которые изменили мир ».О чем же рассказал критик о театре на этот раз? Разговор начался с пояснения, что чистых театральных жанров сегодня нет. Театральная постановка сегодня – смешение, поэтому при попытке определить точную жанровую принадлежность возникает ступор. Однако исторически эти жанры и виды все же сложились, и с каждым годом их становится все больше. Это и документальный театр, и театр художника, и спектакли-инсталляции, и цирк, и даже набирающий обороты в России Stand Up. Но самым необычным для многих зрителей стал рассказ Алексея об анти-театре или театре насмешки. Для анти-театра характерно критическое и ироническое отношение к традиции как художественной, так и социальной. Так, одним из примеров анти-театра является спектакль Всеволода Лисовского «Молчание на заданную тему» (Театре.doc, Москва), где главный герой - молчун в течение часа без злоупотребления мимикой и пантомимой пытается разыграть настоящее театральное действо, без слов размышляя на заданную тему, и главное — предоставляя тем самым пищу для размышлений своим зрителям. «Тема (заданная тема – прим. ред.) — это попытка сделать переживание коллективным. То, что мы с актером Юдниковым (Алексей Юдников – прим. ред.) не сильно утомились в процессе репетиций — не повод говорить, что проект дался нам легко. Для меня он родился из ежечасных острых страданий от бурного и мутного потока слов, мыслей, смыслов. Его безостановочности и непродуктивности. Для Юдникова эта история — насилие над его человеческой и актерской природой. Так что проект этот мы как минимум выстрадали» - пояснил в интервью ТеатрAll’у, зачем в постановке нужно «задавать» тему молчанию, автор проекта Всеволод Лисовский. Далее речь пошла о целях создания того или иного объекта театрального искусства. Их так же оказалось достаточно много, - начиная от самого популярного в России дополнения к уроку литературы или образования и заканчивая социальным актом, где в основу угла встает острая социальная проблематика. Ярким примером тому может служить уникальный спектакль Театра наций «Прикасаемые». Главные роли здесь доверили тем, кто никогда не учился актерскому мастерству. Но самое важное, что эти люди по той или иной причине лишены и зрения, и слуха. «Идея спектакля родилась после того, как Герман Греф предложил мне войти в Фонд помощи слепоглухим. Цель фонда — реализация системных проектов, направленных на интеграцию слепоглухих в общество, в том числе через развитие их творческого потенциала. Войдя в состав этой организации, я стал соображать, чем могу быть полезен. Выяснилось, что на сегодняшний день в России насчитывается более 15 тысяч слепоглухих людей, а научные исследования, посвящённые проблемам их здоровья, заморожены ещё с советских времён. Мы решили провести собственное исследование — на уровне театра» — рассказал в одном из интервью основатель проекта, народный артист России Евгений Миронов. Не обошел стороной критик и разговоры о бесконечной вариативности театральных постановок, где есть комические и трагические оперы и танцы, футуристические оперы, театры текста, камерные представления, высокобюджетные и низкобюджетные зрелища, театры одного актера и даже одного зрителя… В конце лекции естественным образом назрел вопрос: а есть ли вообще смысл определять жанр постановки? На что Алексей ответил, что «пора отказаться от подобных попыток, потому что поставить сегодня спектакль в «чистом» виде невозможно». В подтверждении своей позиции он привел несколько театральных постановок, жанр которых определить настолько сложно, что даже сама по себе интерпретация жанра такого рода спектаклей звучит комично. «Ну а пока, - говорит лектор, - мы живем в эпоху кукольных мюзиклов и анимационных мультимедийных опер». В будущем же, по мнению Киселева, «нас ждут новые виды постановок с использованием современных технологий, но это не значит, что существующие жан ры пропадут». Критик уверен, что они будут существовать, но «в форме артефактов». Автор - Полина Михайлова

Что входит в «состав» современного театра?
© Эксперт Татарстан