«Фигаро здесь»: «Севильский цирюльник» Юрия Александрова на Шаляпинском фестивале в Казани

С 1 по 20 февраля в Казани проходит XXXV Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина – один из самых значимых фестивалей в области музыки и театра.Стартовал он премьерой оперы «Пиковая дама» режиссера-постановщика Юрия Александрова из Санкт-Петербурга, о которой за несколько дней до премьеры корреспонденту ЭТ рассказал один из главных героев постановки - солист Мариинского театра Виктор Коротич . Всего в программу фестиваля войдут 12 опер, пять из которых уже состоялись, и два гала-концерта . Участие в нем примут более 40 приглашенных оперных певцов и дирижеров из 9 стран мира (Россия, Италия, США, Великобритания, Австрия, Турция, Казахстан, Украина, Германия). Примечательно, что практически все билеты на фестиваль были проданы задолго до его начала, о чем свидетельствуют неутешительные надписи на сайте театра: «Билетов нет». Однако, невзирая на это, корреспонденту ЭТ все-таки удалось попасть на прошедшую 8 февраля оперу под руководством режиссёра-постановщика Мариинского театра, художественного руководителя Государственного камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ-Опера» Юрия Александрова «Севильский цирюльник». «Севильский цирюльник» – одноименная опера по первой пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность» (1773 года) в трилогии про Фигаро. И, прежде, чем идти на данную оперу, имеет смысл заранее прочитать эту пьесу, иначе вдруг может оказаться, что опера идет на итальянском языке. Должно быть, именно поэтому в фойе театра весьма предусмотрительно слышится: «Опера на итальянском, опера на итальянском! Покупайте брошюры». По сюжету граф Альмавива (Александр Татаринцев) влюбляется в подопечную Бартоло (Дмитрий Овчинников) - прекрасную Розину (Елена Максимова). Но Бартоло всячески ограждает ее от поклонников, так как сам намеревается жениться на ней, хотя и годится ей даже более чем в отцы. Смышленый и находчивый Фигаро ( Василий Ладюк) соглашается помочь графу и Розине. Учитель Розины по пению дон Базилио (Михаил Светлов-Крутиков )помогает Бартоло устроить свадьбу с Розиной как можно быстрее. Опера комична, поведение героев, согласно жанру, утрировано и преувеличено. Они то и дело принимают сиюминутные неожиданные решения. Бартоло решает поставить решетки на окна Розины, чтобы оградить ее от поклонников, не разрешает ей открывать окно, пересчитывает листы и проверяет перо для письма, чтобы она не писала любовные письма. Но, даже несмотря на такую предусмотрительность, Фигаро находит способ обмануть Бартоло и в его же собственном доме устроить встречу Розины с графом. Опера ставится на мировых сценах уже два века, но, несмотря на это, не теряет интерес режиссеров и продолжает трансформироваться. Взять хотя бы костюмы Розины: каждый новый выход – новый наряд, причем все более неожиданный. Яркий брючный костюм с удлиненным подолом пиджака и шляпка, напоминающая китайский головной убор, костюм наездницы с небольшой плеткой, традиционное итальянское красное платье с воланами и красным бантом в волосах, – все говорит о смелом и непокорном характере девушки. Появляются и все более пышные декорации, воздвигаются изображающая дом конструкция и огромная статуя посреди дома, возрастает и количество людей, задействованных на сцене. Интересно, что дом на сцене – это не аккуратный дом с прямыми четкими линиями, а белый каркас, внутри которого переплетаются лестницы и линии. Точно такой же «извилистый» и «хитросплетенный» характер приобретают и решения самих героев. Вот мы видим, как дон Базиль примерно служит Бартоло, но стоит только графу подсунуть ему кошелек с золотом, как он уже делает совсем другой выбор. Или то, каким находчивым оказывается Фигаро: он на ходу придумывает, как бы подстроить графу и Розине разговор наедине, и это притом, что хозяин дома находится в той же комнате... Современный подход к постановке отражается и в динамике, музыке, костюмах, и в образах самих героев. Вот на сцене появляется стража, одетая в костюмы мушкетеров, вот Розина в черном костюме наездницы с плеткой поет свою арию, вот влюбленные пытаются поговорить друг с другом в присутствии Бартоло во время урока пения, как тут появляется Фигаро со своим чемоданчиком и начинает его стричь-брить. Отзывы зрителей по окончании представления о том, что «оперу очень осовременили», слышались не только в этом году, но и в прошлые фестивали. И все-таки, как совершенно верно сказал еще два века назад выдающийся итальянский композитор Джоаккино Россини : «В опере важны три вещи: голос, голос и голос». Автор - Диана Беркутова

«Фигаро здесь»: «Севильский цирюльник» Юрия Александрова на Шаляпинском фестивале в Казани
© Эксперт Татарстан