Гамлетов на всех не хватит
Отметить юбилей готовится актер театра и кино Авангард Леонтьев. Его герои сегодня так же энергичны и дерзки, как и те, что сыграны им много лет назад. Да и самому виновнику торжества энергии не занимать. Поэтому в то, что актеру исполняется 70 лет, верится с трудом.Не верит в это и сам Авангард Николаевич . «К юбилею отношусь реалистично: он мне не нравится. Там цифры неприятные», — пошутил артист при встрече с корреспондентом «Вечерки». — Через час вы выйдете на сцену МХТ им. А. П. Чехова в роли Башмачкина в постановке «Шинель». Это одна из самых ярких ваших работ. Чем она вам нравится? — Наш спектакль демонстрирует традиционный взгляд на это произведение. При этом режиссер Антон Коваленко придумал оригинальную форму для постановки. У нас есть отдельный персонаж: Идея Шинели. Мне бы в голову не пришло такое сочинить! На этот спектакль часто ходит молодежь — произведение есть в школьной программе. Смотрят, затаив дыхание! Спектакль мне кажется актуальным: притча, в которой речь идет о людях, беззащитных перед обстоятельствами, жизнью, сильными мира сего... — К вашему юбилею в театре выйдут новые спектакли с вашим участием? — Я такого не слышал и ничего нового пока не репетирую. Понимаете, всех задействовать по самую макушку невозможно. В любом театре из премьеры в премьеру переходят единицы. В этот круг избранных я не входил никогда и нигде. Возможно, я и стремился стать его частью, но мои способности дали то, что дали. — По-моему, вы слишком самокритичны. — По большому счету я мог бы играть во всех премьерах. Но ведь есть артисты, которые заслуживают этого больше, чем я. Это во-первых. А во-вторых, существует очередь, в которой мы все периодически стоим. Актерская профессия плоха своей фатальной зависимостью: от автора пьесы, режиссера, худрука, директора. Считаю, что сегодня у меня достаточно работы: с учетом других театров — семь-восемь спектаклей в месяц. Я привык к этому. Возможно, у меня мало честолюбия, я не карьерист. Не было ролей, которые я мечтал бы сыграть, никаких Гамлетов я себе не воображал. Но мне нравится суть моей профессии. Да, премьер мало, и сейчас меня это уже не огорчает. А раньше я об этом не задумывался. Думал, что все впереди. Это оказалось спастельной иллюзией, которую я долго в себе поддерживал. — Оборотной стороной иллюзий является грусть. — Я не грущу, мне всегда было интересно играть. Я никогда не служил в плохих театрах, попадал в спектакли выдающихся режиссеров! Олег Ефремов, Галина Волчек, Олег Табаков, Роман Виктюк, Валерий Фокин (худрук Александринского театра в Санкт-Петербурге. — «ВМ»)... Из Ленинграда ставить спектакль с моим участием приезжал сам Георгий Товстоногов. Это была постановка «Балалайкин и компания» (спектакль театра «Современник» 1973 года. — «ВМ»). Репетиции с ним были явлением. — Почему? — Товстоногов был очень немногословен. Но когда делал замечания, порой из двух-трех слов, был снайперски точен. — В кино вы тоже обычно работаете с лучшими режиссерами. — Например, с Никитой Михалковым было в высшей степени увлекательно работать. Теперь, когда на него кто-то «нападает», я расстраиваюсь. Я его знаю с очень хорошей стороны — и не только в работе, но и в жизни. Это преданный, отзывчивый человек. Михалков — автор нескольких киношедевров, которые приносят радость миллионам зрителей. Когда с такими людьми, как Михалков, разговаривают в хамском, неподобающем тоне, меня это очень огорчает. — Сильно ли отличается современный театр от того, в который вы пришли в конце 1960-х? — Способные и талантливые люди есть во все времена. Сегодня мне нравится режиссура Кирилла Серебренникова. Я играю в двух его спектаклях: «Лес» и «Фигаро». К удаче привел, например, рискованный эксперимент Олега Табакова: он доверил молодому артисту МХТ им. А. П. Чехова Александру Молочникову постановку спектакля «19.14». А в целом, как говорит Валерий Фокин о режиссерах, скамейка запасных пуста. — Сегодня вы еще и прекрасный чтец русской литературы со с цены. — Люблю чтения! Я выбираю самый лучший материал — классику. В Театре Наций так и называется цикл вечеров с моим участием — «Наше все». Вообще, здорово оставаться со зрителями наедине. — В каком районе города вы выросли? — В Большом Каретном переулке. По соседству с Владимиром Высоцким. С ним и с Петром Мамоновым у нас были одни и те же школьные учителя. Высоцкий был вхож в хулиганистые компании. При этом он был очень начитанным! Потом это отразилось в его стихах. А я в детстве хоть и был тихоня, но читал мало. О чем жалею до сих пор. — Что вам нравится в современной Москве? — Меня восхитило, как быстро запустили движение по МЦК. Не верил я, что эту непростую задачу решат еще при моей жизни. Строится много дорожных развязок. Выделенные полосы создают удобства для пассажиров общественного транспорта и такси. Радует, что движение на дорогах стало более упорядоченным. ДОСЬЕ Авангард Леонтьев родился 27 февраля 1947 года в Москве. Назван в честь старшего брата, погибшего в 19 лет на Курской дуге. В 1968 году окончил Школу-студию МХАТ и был приглашен в труппу «Современника». Преподавал в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ, среди учеников: Елена Майорова, Игорь Нефедов, Ирина Апексимова, Сергей Газаров, Марина Зудина, Евгений Миронов, Олеся Судзиловская, Денис Суханов, Владимир Машков. С 2004 года — артист МХТ имени А. П. Чехова. В фильмографии — 30 работ, в том числе в фильмах «Вечно живые», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Адъютанты любви» и других.