Разогретая оттепель
Людмила Лунина — о предстоящем половодье искусства 1960-х 16 февраля в Третьяковской галерее открывается выставка "Оттепель". Обозреватель "Огонька" -- о том, почему "Оттепели" в последнее время как сговорились Вы будете смеяться, но музейных "Оттепелей" этой весной в Москве будет три. Сразу три столичных музея (Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина и Музей Москвы), независимо друг от друга, три года назад, верстая свои долгосрочные выставочные планы, поставили на 2017 год экспозиции с таким названием. Обнаружилось это почти случайно: Зельфира Трегулова, возглавлявшая в 2014-м Росизо, была посвящена в проект ГМИИ, а став в 2015-м директором Третьяковки, нашла "Оттепель" и там. Посовещавшись, музеи решили объединиться и провести большой, даже можно сказать, невиданный ранее фестиваль "Оттепель: лицом к будущему". Позвали еще театр "Современник", парк Горького и "Музеон", наметив невероятное количество разных мероприятий, от лекций и просмотров фильмов до общественных дискуссий. Есть опасение, что нас так перекормят оттепелью, что к концу года, при упоминании 1960-х в любом контексте, мы будем закатывать глаза и причитать: "Как, опять про оттепель?!! Нет, только не это". Но пока мы "ждем с томленьем упованья". Потому что разве может быть что-то прекрасней мифа оттепели? Время с 1953 (смерть Сталина) по 1968 год (ввод советских войск в Чехословакию и начало свертывания косыгинских экономических реформ) -- чуть ли не самое светлое в отечественной истории за весь XX век. Полвека, минувшие с тех пор,-- достаточный срок, чтобы увидеть большое на расстоянии. Эпоха, цитируя директора ГТГ, предстает перед нами во всей своей целостности и значимости. Советскую оттепель можно сравнить с эпохой Возрождения. И там, и там (в каждом случае по-своему) происходило открытие мира и человека. Обновление затронуло абсолютно все стороны жизни, в том числе политику, дипломатию, науку, искусство. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930-1940-х годах. В изобразительном искусстве появился "суровый стиль", начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн. Выставочное пространство в Третьяковской галерее будет поделено на семь тематических разделов, экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров 1960-х годов. Будут представлены около 500 экспонатов: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография, предметы быта, архивные документы, фрагменты фильмов. Среди авторов, чьи работы будут представлены,-- Эрик Булатов, Александр Дейнека, Анатолий Зверев, Юрий Злотников, Франсиско Инфанте-Арана, Илья Кабаков, Гелий Коржев, Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Павел Никонов, Петр Оссовский, Юрий Пименов, Виктор Попков, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Вадим Сидур, Борис Турецкий, Владимир Янкилевский и другие. К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950-1960-х, проект сопровождает обширная образовательная программа; часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля "Оттепель. Лицом к будущему". Куратор выставки Кирилл Светляков рассказал, что, собственно, спровоцировало музейную инициативу. В 2008-м в стране прогремел фильм "Стиляги" Валерия Тодоровского, в 2013-м тот же режиссер снял сериал "Оттепель". Последнее событие в этом же ряду -- сериал "Таинственная страсть". Реакция публики была не всегда положительной (особенно у очевидцев событий), но, безусловно, жаркой. Стало понятно, что в обществе существует запрос на тему. Вторая причина -- памятники материальной культуры 1960-х годов разрушаются и исчезают на наших глазах. В 2015 году в аэропорту Шереметьево снесли посадочный павильон "Рюмка" -- ярчайший памятник советского модернизма, визитную карточку Москвы. Протесты Архнадзора не помогли, потому что в глазах чиновников архитектура 1960-х обладает низкой ценностью. И миссия музея в данной ситуации -- защищать, объяснять и через пропаганду явления повышать социальную значимость. Еще одна причина -- уходят участники событий. И мы не всегда успеваем даже расспросить их о пережитом. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом работ 1970-х -- первой половины 1980-х, а вслед за этим -- искусства времени перестройки. Людмила Лунина