Какому искусству в России объявили войну

Дорога человека искусства к признанию во всем мире редко бывает прямой и гладкой. Практика показывает, что даже отсутствие политической цензуры не гарантирует адекватного восприятия творчества. Личные предубеждения галеристов и даже профессиональных искусствоведов могут сыграть с ними злую шутку из-за которой те не смогут нормально воспринимать целый пласт современного искусства. Чтобы разобраться, чему именно скептики в России готовы буквально объявить войну Dni.Ru побеседовали с художницей Викторией Удаловой. Выставка работ Виктории Удаловой "Вдохновение танца" открылась в арт-галерее "Дача" на Рублево-Успенском шоссе. Представленные картины служат выражению единой идеи и подчеркивают эстетику человеческого тела, красоту в движении, пластичность и естественность. Посмотреть на работы в живую можно будет до 24 февраля. Это не первая выставка работ Виктории Удаловой – так, еще в марте 2016 года в рамках выставки "Образ времени" ее картины были частью экспозиции Центрального дома художников. И тревожным симптомом для всего современного искусства России служит то, какой скандал вызвали изображения обнаженных моделей. "Я гонимый художник", – с иронией замечает Виктория Удалова. Работы вызвали гнев руководства ЦДХ и испуг за свою работу у ответственных за организацию экспозиции. "Я, на самом деле, не ожидала от профессиональных искусствоведов такого. Я просто думала, что есть люди неподготовленные, которые даже Давида не видели микеланджеловского – а тут, оказывается, даже ЦДХ не разрешает этого вешать", – призналась художница. Между Сциллой и Харибдой Изобразительное искусство в России оказалось зажато между двух крайностей. С одной стороны выступает некое предубеждение ко всему необычному, в особенности к обнаженной натуре – азиатская черта. Другой угрозой выступает европейская приверженность абстрактному, доходящая до отрицания художественности как таковой. "Для нас наслаждение физической красотой считается чем-то порочным" "У нас страна крайностей. В эпоху Сталина можно было рисовать только реалистично, только Сталина и девушек с веслом, пионерку с противогазом, мальчика с горном и так далее. Это прошли – теперь наоборот. Тот кто рисует похоже на человека, пусть человек и обнаженный, это все неинтересно – этих будем бульдозером, как когда-то Хрущев. В чести так называемое contemporary art: кнопочки, полосочки, инсталляция и видеоряд", – заметила Виктория Удалова. "Пол столетия так, а пол столетия – ровно наоборот. А почему нельзя существовать параллельно?" "Художники реалистического направления стали ненужными и немодными в Москве. Обидно. Может быть этот крен через 20-30 лет выправится. Но мне ведь сейчас хочется", – признает художница. Об истоках вдохновения "Я такую базу образования получила – художественная школа четыре года, училище пять лет, Строгановка шесть лет – это 15 лет обучения. Мы максимально подробно учили эпоху Возрождения, делали копии с Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Эти столпы на которых нас учили, я уже не могу даже мыслить по другому", – рассказала Виктория Удалова. "Ню – моя излюбленная тема" Художница приоткрыла завесу тайны над тем, что ее вдохновляет. "Если честно, то все от натуры. Случайности – модель повернулась как-то, луч света упал. Главное – это схватить остроту этого момента", – уверена она. "Мы же с вами состоим из плоти и крови. Мы такие и есть. И конечно хочется восхищаться теми, кто находится в хорошей физической форме. Почему мне нравится писать спортсменов, танцовщиц – потому что я получаю от этого эстетическое наслаждение. Потому что это красиво и хочется донести это людям", – заметила Виктория Удалова. Долгая дорога в тупик "Хорошая база реалистического искусства сохранилась только в Москве и Санкт-Петербурге. За рубежом этому не учат. Там уже не учат по принципу – вот тебе модель, ты должна ее нарисовать. Нет, там ты должна нарисовать свое впечатление от модели. И получается, что художники и рисовать-то не умеют", – рассказала художница. "Те, кто умеют рисовать – они уже не у руля" Впрочем, не всегда абстрактное искусство обозначает профанацию и попытку скрыть отсутствие навыка. "Мне импонирует, если видно, что человек умеет рисовать, но где-то не делает этого специально. А не так, что ты плюнул, дунул, размешал а главное – написал аннотацию, из которой ничего не понятно. Но если есть художники, которые могут наложить базу на новую технику – это всегда приветствую", – подчеркнула она. Взгляд в будущее Впрочем, настоящий творец всегда нацелен в будущее. Большие творческие планы и у Виктории Удаловой. Ее последние работы посвящены эстетике танца. Уже начата работа над темой бокса и боев без правил, которые также раскрывают эстетизм и энергетику человеческого тела. Ну а следующий большой проект проходит под названием "Мужчина и женщина". "Важно планомерно о себе заявлять, продолжать работать, несмотря на то, что кто-то недоволен, кто-то плюется", – уверена художница. Успех при таком подходе, при наличии художественного вкуса, таланта и умения лишь вопрос терпения. "Я знаю многих художников, которые десять лет изо дня в день делали одно и то же, а потом выяснилось, что это сенсация", – заметила Виктория Удалова. И пока в России фигуративному искусству практически объявили войну, попробовать свои силы можно за рубежом. И тут у художницы также есть первый серьезный успех. Летом в Испании состоится выставка ее работ. Одна в современном большом выставочном центре Fundacionfrax, вторая в выставочном зале известного города художников – Алтея. Остальные тоже после выставки на родину возвращаться не будут, а разойдутся по местным галереям и частным коллекциям ценителей искусства.

Какому искусству в России объявили войну
© Дни.ру