В «Смене» открывается выставка «Alina»

Центр современной культуры «Смена» и междисциплинарный центр Department of Research Arts (Москва) представляют второй проект совместной программы «Не места», в рамках которой пройдет выставка «Alina» художника Николая Онищенко.Проект «Alina» — оптическая игра, где привычное и надежное оказывается посторонним и опасным, а чужеродные объекты — притягательными и «своими». На работах художника знакомые взгляду элементы действительности — верхушки деревьев, облака, фасады зданий, дорожная разметка — дополнены инородными геометрическими объектами, не присущими физической реальности. Эти объекты разрастаются и словно надвигаются на зрителя и в рамках изображения, где воспроизводятся «реальные» пейзажи и виды, выглядят более конкретными. Онищенко занимают процессы восприятия и то, как мы распознаем в потоке восприятия что-то знакомое, а впоследствии начинаем это мыслить абстрактно. Выставка отсылает к симфонии эстонского композитора Арво Пярта (к которой отсылает ее название) и визуально воплощает состояние слушания как погружения в себя и, как следствие, отрешения от реального мира. Внимание зрителя приковывают необычные, «ненастоящие» объекты, которые как некий феномен, ставят под вопрос существование действительного. В своих работах Онищенко показывает иллюзорный характер реальности, и живопись, графика, объекты, ассамбляж и видео с выставки помогают зрителю увидеть дополнительные аспекты этой реальности. На выставке в Центре современной культуры «Смена» будет представлена расширенная экспозиция проекта «Alina», дополненная новыми графическими работами. Видеоинтервью с автором о художественной практике, последних проектах и исследовательско й позиции, записанное специально для казанского проекта, послужит виртуальным диалогом со зрителем и станет заменой привычного artist-talk. В день открытия экспозиция выставки будет представлена в нескольких залах Центра с отдельным пространством для видеоинсталляции , а также будет дополнена музыкальным сетом от художника. Выставка «Alina» проходит в рамках художественно-ис следовательской резиденции программы «Не-места». В рамках этой программы три художника проведут некоторое время в Казани с целью подготовить проект на основе исследования Казани и своего опыта пребывания в ней. Приглашенные художники раскроют особенности культурного, социального и географического пространства города. Николай Онищенко — второй участник резиденции — обращает внимание на мифологию пространства и свой будущий проект связывает с мифом о казанском Прометее — конструкторском бюро, существовавшем при Казанском авиационном институте под руководством Булата Галеева. По мнению Онищенко, деятельность бюро и светомузыкальные эксперименты Галеева обладают «сильной мифологической аурой», которая и послужила основным мотивом посвятить свое исследование мифологии не-мест. Резиденция в Казани позволит Онищенко завершить художественный проект, небольшая часть которого была представлена на выставке в Москве «ПРОМЕТЕЙ. ДЕМОВЕРСИЯ: Эксперимент обещает стать искусством» (27.01 – 26.02.17, Москва, НИИ х Alpbau). «Не-места» Серия персональных выставок современных художников, резиденции и публичные мероприятия Октябрь 2016 — май 2017 Центр современной культуры «Смена» (Казань) и междисциплинарны й проект Department of Research Arts (Москва) представляют программу «Не-места». Она включает в себя серию персональных выставок современных российских художников, резиденции, а также цикл публичных мероприятий, объединенных общей темой, — антропологически й опыт пребывания в «не-местах». Термин «не-места» изначально отсылал в основном к пространствам, которые лишены смысла и в которых человек находился временно, — это могли быть аэропорты, торговые центры, дороги. Транзитный характер пребывания в таких пространствах определяет и отношение к ним — человек не придает им особенного значения, в отличие от, например, дома или рабочего места. Сам термин сегодня можно использовать метафорически и через его призму рассмотреть современные города и окружающую среду: современный городской житель постоянно переезжает с места на место, проводит значительное время в дороге, при этом его работа зачастую не связана с конкретным местом. Дополнительно к этим смыслам предлагается еще один — резидентное пребывание где-либо можно описать как опыт «не-места». Этот тип «не-места» не является частью личной биографии художника и не обладает уникальным смыслом для него (например, это не место, где он провел детство или родился), а поэтому побуждает художника выстроить некую дистанцию к нему. Такой опыт позволяет художнику обратить внимание на то, что характеризует это «не-место» как проходящее и временное в его жизненной и профессиональной биографии. К участию в новой программе приглашены художники, которые в своих работах пытаются уловить признаки современности в окружающей среде, состоящей из «не-мест». «Не-места» — это не только показ трех персональных проектов современных российских художников в пространстве Центра современной культуры «Смена», но и серия из трех художественно-ис следовательских резиденций в новом для художников «месте» — в Казани. Результатами резиденций станут серии из живописи, графики, видео, фотографий и объектов, которые раскроют антропологически й опыт пребывания в «не-местах» на примере Казани XXI века. Данной программой организаторы проекта продолжают работу с ранее намеченной тематикой. Department of Research Arts уже обращался к пространственной проблематике современного общества в региональных проектах «Россия. Research» и «Своя земля / Чужая территория», основной темой которого стал феномен спорных территорий и пограничных зон. Центр современной культуры «Смена» продолжает развивать тему краеведения и новых способов репрезентации краеведческого знания средствами современного искусства, начатую фестивалем «Искра» в 2016 году. Первым проектом «Не-мест» стала выставка «ТЦ. Время цветных сараев» московского художника Павла Отдельнова; она проходила в «Смене» с 3 ноября по 22 декабря 2016 года. В центре размышления художника — изменения привычного советского ландшафта с середины нулевых годов и архитектурный феномен цветного сарая как здания, которое противопоставляе т себя окружающему пейзажу. Кураторы программы «Не-места» — Кирилл Маевский, Кристина Романова и Наиль Фархатдинов. Николай Онищенко родился в 1979 году в Воронеже. Окончил художественно-гр афический факультет Воронежского государственного педагогического университета (Воронеж) и Институт проблем современного искусства (Москва). Работает в жанрах видео, фотографии, инсталляции, перформанса, графики и живописи. Живёт и работает в Москве. Персональные выставки: «Superlative Riot», (фонд Смирнова и Сорокина, Москва, 2016), «3» (Random gallery, Москва, 2015), «Новая природа», (галерея ХЛАМ, Воронеж, 2015), «ALINA» (галерея Триумф, Москва, 2014), «Туман. Остановка» (ЦВЗ «Манеж», Москва, 2014), NON/EXSITENT (Центра дизайна Artplay, в рамках IV Молодежной биеннале, 2014), Metaobjects (арт-площадка «Периметр», Москва, 2014). Групповые выставки: «Возможность быть другим» (ГЦСИ, Москва, 2016), «LAND», (Фонд Смирнова и Сорокина, Москва, 2016), «Войти и разрешить» (ЦТИ Фабрика, Москва, 2016), «Места» (галлерея "Электрозавод", 2016), «AIR» (Культпроект, Москва, 2016), «Простое равенство: внутренний модернизм» (Граунд, Москва, 2016), «Только неофициальный язык» (Винзавод, Москва, 2016), «Ошибки пространства» (Граунд, Москва, 2016), «В славном городе Воронеже» (Винзавод, Москва, 2016), «Возможность быть другим» (ГЦСИ, Москва, 2016), «Обещание пейзажа» (PERMM museum, Пермь, 2015), «Несбывшиеся ландшафты» (Культпроект, Москва, 2015), «Блок пространства отдан разуму» («Новое крыло» «Дома Гоголя», 2015), «Нет времени» (Москва, Винзавод, 2015), «Метагеография» (Москва, ГТГ, 2015). Кураторские проекты: «ВездеVezde» (галерея Spider&Mouse, Москва, 2010).

В «Смене» открывается выставка «Alina»
© Эксперт Татарстан