Как связаны «Борис Годунов», Федор Шаляпин и Шаляпинский фестиваль
13 февраля в рамках XXXV Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина на сцене театра оперы и балета имени Мусы Джалиля прозвучала опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов».От истории к традициям казанского театра Традиционно театр показывает «Бориса Годунова» 13 февраля, так как в этот день родился Федор Шаляпин. А ведь именно после исполнения Шаляпиным партии царя Бориса опера начала успешный путь по мировым сценам. В нынешнем году постановку также посвятили присутствовавшей в зале заслуженной артистке России, народной артистке Татарстана и Марий Эл - Галине Ластовке. По ее словам, на оперу нужно приходить подготовленным, нужно вдумываться, ведь опера – это еще и история. Нужно учиться находить новые грани, открывать для себя что-то новое, работать над собой. Еще интереснее, по ее мнению, прийти на ту же постановку еще раз и взглянуть на все под другим углом. Интересно то, что партию царя Бориса исполнил один из лучших учеников Галины Ластовки – солист Большого театра Михаил Казаков. Роль Пимена, летописца-отшельника, исполнил заслуженный артист Украины Сергей Ковнир, самозванца Григория сыграл ведущий солист Большого театра Олег Долгов, Марину Мнишек – дочь сандомирского воеводы исполнила артистка Красноярского государственного театра оперы и балета Дарья Рябинко, князя Василия Шуйского исполнил артист театра оперы и балета им. М. ДжалиляОлег Мачин, бродягу Варлаама сыграл Михаил Светлов-Крутиков из США, юродивого – заслуженный артист Татарстана Юрий Петров. Главный хормейстер – заслуженный деятель искусств ТатарстанаЛюбовь Дразнина. Дирижер – заслуженный артист Татарстана Василий Валитов. История успеха оперы «Борис Годунов» «Борис Годунов» – либретто Модеста Мусоргского по мотивам одноимённой трагедии Александра Пушкина. Также при написании оперы композитор использовал материалы «Истории государства Российского» Николая Карамзина. Опера была завершена в 1869 году и представлена в Дирекцию императорских театров. Но из-за отсутствия развернутой женской партии оперу тогда не приняли. После этого, в 1872 году, Мусоргский отредактировал оперу, добавив партию Марины Мнишек, но и эта редакция не увенчалась успехом. В итоге премьера состоялась лишь в 1874 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что публика восторженно встретила постановку, критики отозвались отрицательно, и опера была снята с репертуара. Так, опера канула в забвение на 15 лет. Лишь в 1898 году на сцене Московской частной оперы, когда в роли Бориса Годунова выступил Шаляпин, она прозвучала вновь. После этого и началось триумфальное шествие «Бориса Годунова» по мировым оперным сценам. О чем рассказывает опера? В основе сюжета лежат исторические события 1598—1605 годов ̶ время царствия Бориса Годунова, правление которого завершилось приходом в Москву поляков и Лжедмитрия. В опере мы видим, как царя Бориса мучает совесть, ведь, по сюжету, он занял престол, предназначавшийся не ему, а сыну Иоанна Грозного Дмитрию, в убийстве которого Годунов замешан. Но все же главной трагедией здесь является то, как живет народ, и как он будет жить дальше. В опере показывается конфликт между преступным царём и народом, приводящий к восстанию. Трагедия усугубляется внутренней душевной драмой царя-убийцы. Как и Пушкин, Мусоргский пытается раскрыть основной замысел – столкновение царя и народа, ведь именно народ – главное действующее лицо в опере. Сам композитор так и назвал свое произведение – народная музыкальная драма. Опера впечатляет своей монументальностью, которая достигается благодаря массовости некоторых сцен и внушительным декорациям. Так, мы, к примеру, видим в первой картине заполненный народом двор Новодевичьева монастыря под Москвой. Сцена сопровождается трагичной музыкой, ведь народ заставляют молить Бориса принять престол: «Смилуйся!» – просят люди. Следующая не менее массовая сцена уже носит торжественный характер – происходит царское коронование. Его окружает знать – женщины в пышных платьях и головных уборах в сопровождении мужей. По приказу боярина Шуйского люди славят Бориса. Яркой нитью прослеживается на протяжении всей оперы ее набожный характер. Во всех сценах присутствуют иконы, хоровое пение напоминает больше церковное. Что с учетом исторического периода, конечно, неудивительно. Стоит отметить, что опера имеет не совсем привычную структуру. Вся постановка – мозаика из восьми сцен, сменяющих друг друга. И каждая сцена – новые завораживающие декорации: монастырь, келья Чудова монастыря, огромная на всю сцену изба, сад с настоящим небольшим фонтаном. «Какие костюмы и декорации!» – восхитилась одна из зрительниц, на что ее соседка предположила - это потому, что оперу возят в Европу. Насколько объективна эта причина, мы не знаем, но декорации действительно поражают. Одной из ярких сцен, судя по реакции зрителей, стала заключительная сцена – смерть Бориса Годунова. Михаил Казаков сумел передать трагичность этого момента настолько, что когда царь упал на ступени у трона, зал воскликнул «Ах!» и взорвался бурными и продолжительными аплодисментами. Шаляпинский фестиваль завершится уже через 5 дней, а пока 16 февраля зрителей ждет опера композитора Джузеппе Верди «Аида». Ранее ЭТ писал про оперу « Севильский цирюльник » Автор - Диана Беркутова.