Войти в почту

Казанский фурор «Трубадура» на Шаляпинском фестивале

Воскресным вечером, 12 февраля, сцена театра оперы и балета имени М. Джалиля открыла для взора ценителей искусства постановку Джузеппе Верди «Трубадур». Спектакль вошел в программу XXXV Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина, который идет уже с начала февраля и закончится 20-ого числа.Пока занавес еще закрыт, из речи повествователя можно узнать предысторию этой итальянской оперы: она настолько популярна и успешна, что показывается на всех ведущих сценах мира. В чем же секрет счастливой судьбы оперы, в которой повествуется о стольких несчастьях? Винная легенда Существует легенда о том, что в Милане, в одном из трактиров близ театра Ла Скала за стеклом хранится бутылка дорогого архивного вина. Она предназначена тому, кто сумеет связно и подробно изложить сюжет оперы Трубадур. Так, время идет, вино становится все дороже, все старше, а победителей до сих пор нет, поскольку сюжет оперы действительно очень запутан и сложен. Основой оперы послужила пьеса романтического драматурга Антонио Гутьерреса, испанца, ровесника Верди. Премьера одноименной драмы «Трубадур» с громадным успехом состоялась в 1836 году, но вскоре пьеса была забыта и, наверное бы, исчезла из памяти вовсе, если бы Верди не обратил на нее внимание. Это была типичная романтическая пьеса: запутанный сюжет, кровавая развязка, яд, месть, роковые тайны, поединки, звенящая сталь клинков. Однако Верди привлек не только романтический сюжет, не только его ситуации и повороты, не только яркие характеры, но и дух свободы, который присутствовал в этой пьесе. Маэстро итальянской революции просто не мог пройти мимо такого сюжета. Он долго обдумывал эту оперу, но музыку написал быстро - всего за 29 дней. Именно этим и объясняется громадный успех «Трубадура». Музыкой, в которой постоянно присутствует обжигающая страсть, даже в самых лирических сценах. Верди говорил, что для успеха этой оперы нужны всего четыре элемента: прекрасный тенор, прекрасное сопрано, прекрасное меццо-сопрано и прекрасный баритон. И вот эти четыре элемента создают пятый - громадную любовь к этому произведению. На Казанской сцене главные партии исполнили: Леонора – Марина Нерабеева (Московский театр Новая Опера им.Е.В.Колобова), Манрико – Ахмед Агади (Мариинский театр), Азучена – Екатерина Егорова (Михайловский театр), Граф ди Луна – Эвез Абдулла (Германия), Феррандо – Сергей Ковнир (Национальная Опера Украины им.Т.Шевченко). В спектакле приняли участие солисты театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, артисты хора и симфонический оркестр театра. За дирижерским пультом – маэстро Василий Валитов (Московский театр Новая Опера им.Е.В.Колобова). Сюжет оперы Главными героями являются два брата – трубадур Манрико и граф ди Луна, которые не знают о своем родстве. Манрико в детстве из мести за свою казненную мать выкрала цыганка и хотела избавиться от него, но в итоге перепутала мальчика со своим сыном и бросила в костер не того. Так и стала она выжившему новой матерью. Его брат, граф ди Луна, в свою очередь, поклялся своему отцу отыскать и казнить цыганку за смерть - мнимую смерть брата, поскольку не знал настоящих событий. Потом между ними разражается вражда из-за красавицы Леоноры, любящей трубадура и ждущей из боя только его. Граф же безответно страдает по ней. Действие закручивается таким образом, что Леонора, чтобы спасти Манрико от казни, тоже готового ради нее на все, соглашается остаться навеки с графом ди Луна. Но не все так просто, ибо душа никогда не сможет быть с нелюбимым. И здесь, по традиции жанра, она принимает яд, чтобы не достаться врагу своего суженного. Граф в ярости казнит трубадура, а старая цыганка после этого выкрикивает ему всю правду. Ди Луна, словно громом пораженный, падает к телу своего брата. Казанский фурор С каждым новым актом перед взором зрителя представала фантастическая атмосфера: на сцене располагались декорации одна лучше другой; масштабность и утонченность народа того времени показывались с помощью величественных стен замка, высоких башен, широких арок, просторных площадей. С каждым воспоминанием цыганки Азучены задний план загорался ярким огнем с изображениями прошлого и давно умерших людей. Своим минимализмом и в то же время элегантностью радовали и костюмы. Платья Леоноры менялись с каждым новым действием, соответствуя характеру сцены. Одеяния графа и Манрико тоже всегда соответствовали происходящему: если бой, то было военное облачение, если торжество, то костюм благородного белого цвета, а если заключение, то свободный покров одежды, который словно бы говорит, что хозяин ничего не боится. Западающие в душу голоса артистов направляла музыка Верди, позволяющая еще глубже проникнуть в сюжет. Было также приятно слышать церковное песнопение - мизерере, которое как бы эхом отдавалось вдали, на фоне геройских страданий. Артисты на сцене переживали все эмоции, словно они есть и всегда были не собой, а этими персонажами. Глядя на их игру, невольно забываешь, что эта история происходит не по-настоящему. Ты страдаешь, радуешься, плачешь, негодуешь вместе с ними и постоянно ждешь следующего действия, ведь волнует один вопрос: «Что, что будет дальше?». Громкие аплодисменты и крики «Браво!» раздавались в зале после каждой спетой партии, зрители восхищенно встречали артистов на поклон, после спектакля можно было услышать его обсуждения. Опера произвела фурор. Можно восхищаться гениальностью композитора бесконечно, ведь волшебная музыка Верди, звучащая в «Трубадуре», до сих пор возвышает душу и волнует наши сердца. Ранее ЭТ писал про оперу « Севильский цирюльник », а также про, как связаны «Борис Годунов», Федор Шаляпин и Шаляпинский фестиваль. Автор – Анастасия Бахтигареева

Казанский фурор «Трубадура» на Шаляпинском фестивале
© Эксперт Татарстан