Рожденная апельсином
Сыграв спектакль «Апельсины & лимоны» (постановка Евгения Писарева по пьесе Ноэла Коуэрда), народная артистка России Вера Алентова сделала подарок себе (к юбилею), родному Театру имени Пушкина (в репертуар) и, разумеется, зрителям. Особенно тем, кто желает знать, что же за чудо такое — театральная примадонна. На сцене развернут дивный английский газон, гуляют прелестные пушистые овечки. Церемонная горничная подает чай и апельсиновый сок. Для нужной мизансцены из-за кулис с крейсерской скоростью выкатываются рояль, диван и кресла. Поместье, где живет ушедшая на покой звезда сцены Джудит Блисс (Алентова), располагает к творческому времяпрепровождению. Неважно, что газоны и овечки — бутафорские (декорация, сэр!), зато обитатели дома — настоящие. Муж-писатель (Борис Дьяченко) читает фрагмент романа «Грешница», дочь-поэтесса (Анна Бегунова) откликается на события рифмованными колкостями, сын-художник (Александр Дмитриев) стоит у мольберта и показывает матери полотно с синим морем и белым парусом. Однако в профессии, судя по этим самовыражениям, преуспела только Джудит, она же обеспечила благосостояние семьи. Домочадцы считают своим долгом поддерживать ее в стремлении вернуться на сцену и потакать ее отнюдь не безобидным прихотям. Есть у Джудит, например, страсть к креативным уикендам, во время которых совсем не креативные гости (боксер, секретарша, дипломат и т.д.) становятся жертвами талантливых мистификаций. Ну а сама хозяйка имеет возможность продемонстрировать неиссякаемое разнообразие своих амплуа — от инженю и героини до благородной матери и комической старухи. Бенефициантка Алентова обладает превосходной техникой, богатейшим опытом и не менее богатым «нутром», поэтому описывать всю химию этих превращений — задача неблагодарная, нужного количества адекватных слов всё равно не подберешь. Лучше сходить в театр и увидеть этот фейерверк своими глазами. К тому же в этом случае кроме гарантированного удовольствия появится и возможность сравнить пушкинскую примадонну с другими славными. Пьесу Коуэрда играли, в частности, такие гранд-дамы британского театра, как Джуди Денч (широкому зрителю она известна как начальница Джеймса Бонда) и Мэгги Смит (вдовствующая леди Грэнтхэм в телесериале «Аббатство Даунтон»), и такие звезды отечественной сцены, как Ольга Яковлева в МХТ имени Чехова и Ольга Антонова в «Русской антрепризе имени А. Миронова». Если кому-то не выпало счастье видеть этих дам воочию, выдержки из соответствующих спектаклей можно найти в интернете. При всей разности трактовок есть у упомянутых актрис нечто общее: жизнь для них делится на «во время» и «после» сцены. Причем то, что «после», — намного пессимистичнее. В трактовке Алентовой этого водораздела нет. Есть, как следует из заглавия, «Апельсины & лимоны». В окончательном варианте Коуэрд озаглавил свою пьесу «Сенная лихорадка». Евгений Писарев вернул ей первоначальное «фруктовое» название. И это верный концептуальный ход. Речь в его спектакле — не о болезни. Театр в частности и творчество в целом вообще не может быть хворью. Это особая форма жизни, где креатив — норма, яркость — необходимость, вкус — сочный, брызжущий сладким соком апельсин. Ну а всё, что с этим не связано, — унылый кислый лимон. Джудит покинула театр? Ерунда. Рожденная апельсином лимоном быть не может. Она не покинет театр, пока театр не оставит ее. Другими словами — театр там, где Джудит. А каков в данном случае антураж — сценические подмостки или сельская лужайка — совершенно не важно.