"Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968" в ГМИИ
Колоссальная передвижная выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", открывающаяся в ГМИИ имени Пушкина через две недели, первоначально не имела в виду никакой хрущевской эпохи -- просто период, которому она посвящена, частично совпадает с оттепелью. В наиболее полном виде "Искусство Европы 1945-1968" было показано в Центре искусства и медиатехнологий (ZKM) в Карлсруэ, поскольку ее главный куратор и идеолог -- директор ZKM, знаменитый художник и теоретик современного искусства Петер Вайбель. Московский вариант экспозиции будет сокращен и адаптирован кураторской командой ГМИИ. В Москве вайбелевскую выставку, проходившую в Карлсруэ под лозунгом "Континент, которого Европейский союз не знает", восприняли как долгожданное признание советского искусства -- дескать, несмотря на все берлинские стены и железные занавесы, оно было частью единого пространства, разделяя с французским или немецким общие тревоги и радости. На самом деле это далеко не так. Действительно, выставка посвящена Европе как единому художественному пространству, объединенному одной травмой -- травмой Второй мировой войны. Но искусство СССР, за незначительным исключением, было представлено в Карлсруэ своей неофициальной частью, то есть границу между андерграундом и официозом -- как границу между подлинным и ненастоящим -- там провели очень четко. И эти советские внутренние и внешние границы выглядели нашей особой травмой -- может быть, более сильной, чем военная. Во всяком случае даже московские кинетисты из группы "Движение", казалось бы, родные братья немецких из группы Zero, были выставлены в ZKM вовсе не в разделе европейского кинетизма и оп-арта -- рядом с Виктором Вазарели или Бриджет Райли, а в отдельном гетто для восточноевропейских экспериментаторов -- борцов с догмами соцреализма. Анна Толстова