Накануне в Дарвиновском музее открылась выставка «Обыкновенные необыкновенные звери». Здесь впервые представлены 30 редчайших экспонатов. Среди них распространённые животные с диковинной окраской — белки, ежи, кроты, а также альбиносы очень редких видов — маньчжурский заяц, сибирская кабарга, русская выхухоль. Такие звери-абберанты (от латинского abberatio — отклонение. — Прим. mos.ru) встречаются в природе крайне редко: один-два на 10 000 особей. Экспозиция «Обыкновенные необыкновенные звери» входит в цикл «Выставляются впервые», посвящённый 110-летию Дарвиновского музея. Увидеть свет «Эти экспонаты так долго ждали своего часа именно потому, что они абберанты. Это исключение, а мы обычно показываем правило. Если мы выставим белую кабаргу, то у посетителей возникнет ложное впечатление, что они все такие. Ведь мало кто видел кабаргу раньше. Поэтому мы придумали такую концепцию — “животные с редким окрасом”», — рассказал автор выставки ведущий научный сотрудник Дарвиновского музея Игорь Фадеев. Животные выглядят как живые. Сложно поверить, но некоторым из них около 120 лет. Чтобы сохранить зверей в хорошей форме, в запасниках поддерживают определённые условия: тёмное помещение, влажность около 55 процентов и температуру плюс 18 градусов. Ценные шкурки надо защищать и от биологических повреждений. Ведь то, что для музея — бесценный экспонат, для моли, например, желанная еда. Раньше хранители использовали сильные яды, на смену которым сейчас пришли специальные вещества. «Многие экспонаты выставки — сборы охотников ещё советского времени. Тогда существовала организация “Союзпушнина”, всё централизованно поступало в Москву и здесь сортировалось. Животные-абберанты с точки зрения пушно-меховой промышленности — это брак, поэтому многое передавали в музей», — говорит Игорь Фадеев. Гималайский медведь и, возможно, та самая белка Пожалуй, один из самых интересных экспонатов — чучело частичного альбиноса гималайского медведя. Его шкуру привезли в Москву в 1923 году на сельскохозяйственную выставку, где ею любовался не кто иной, как Владимир Ильич Ленин. «Откуда именно её привезли — непонятно, откуда-то с Дальнего Востока или из Приморья. Но шкура настолько необычная, что её как диковинку отправили на выставку. Потом её передали в Дарвиновский музей для изготовления чучела. Есть версия, что заказчиком выступал сам Ленин, но это только слухи. В итоге этот ценный экспонат остался у нас. Забыл про него заказчик, кем бы он ни был, или изначально хотел подарить нам такую редкость — неизвестно», — говорит автор выставки. Ещё одна легенда музея связана с его основателем Александром Фёдоровичем Котсом. Животные-альбиносы и меланисты были его страстью. «Александр Фёдорович описывал в своих мемуарах историю, произошедшую в начале прошлого века, на заре существования музея. Как-то, прогуливаясь по дворикам в центре Москвы, он увидел в окне полуподвала чучело белой белки — редкий экземпляр. Александр Фёдорович сразу пошёл к хозяйке и начал торговаться, так как очень хотел эту белку купить. Хозяйка, почувствовав такой интерес, начала набивать цену, утверждая, что это память о её покойном муже», — рассказывает Игорь Фадеев. В конце концов основатель музея начал обещать несговорчивой женщине всё что угодно, и она попросила самовар. Котс, недолго думая, побежал домой. Как он пишет, его семья в это время как раз пила чай. Ничего не объясняя, Александр Фёдорович схватил самовар и побежал обратно — менять его на желанную добычу. Сейчас в музее несколько белых белок. Одна из них — в экспозиции «Обыкновенные необыкновенные звери». Возможно, именно она была участницей этой истории, произошедшей больше века назад. Не чучело, а таксидермическая скульптура Чтобы увековечить животное, его подвергают специальной обработке. В народе это называется «сделать чучело», а у профессионалов — таксидермическую скульптуру. По словам таксидермиста Дарвиновского музея Оксаны Мбита-Эбеле, сначала с животного снимают шкуру и моют её в специальном растворе, который предотвращает процесс гниения. Шкуру обезжиривают и просушивают. «Потом делают манекен. Сейчас для этого используют плотный пенополиуретан, который пришёл на смену стружке и пакле. Манекен не только пропорционально соответствует животному, но и передаёт все мельчайшие детали. Например, если скульптура будет изображать зверя с повёрнутой в сторону головой, на манекене делают складочки в районе шеи. Надо хорошо знать анатомию животного», — говорит таксидермист. На шкуре делают разрезы по брюху или на лапах, а затем надевают её на манекен и сажают на клей. Таксидермическая скульптура готова. Но периодически специалисты реставрируют свои шедевры. «Обычно надо обновить ушки или пальчики, они чаще всего ломаются. Сначала мы их размачиваем, чтобы шкурка стала мягкой. Старый наполнитель вычищаем и заполняем новым. Отреставрированная часть приклеивается или пришивается, потом шов шпаклюют и окрашивают», — рассказала Оксана Мбита-Эбеле. Другие редкости Коллекция Дарвиновского музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов. Самые редкие из них — это чучела животных, которые давно вымерли. Например, бескрылой гагарки. «Единственное в России чучело этой птицы хранится в нашем музее. Ещё есть скелет дронта — нелетающей птицы, родственника венценосного голубя. Этот экземпляр также единственный в России, а всего в мире их 26. У нас также хранятся странствующие голуби, они когда-то были самыми многочисленными в мире птицами, а сейчас их можно увидеть только в музеях. Последний представитель умер в 1914 году в зоопарке в Цинциннати», — говорит Игорь Фадеев. Ценность другого рода представляют собой так называемые типовые экземпляры. «У каждого биологического вида обязательно должен быть экземпляр, который хранится в каком-то крупном естественно-научном музее. По нему этот вид описан, ему дано имя. Это и есть типовой экземпляр. Все остальные — такие, как этот. Невероятная ценность», — объясняет ведущий научный сотрудник. В Дарвиновском музее есть и такие ценности. В основном это насекомые и птицы. Интересно, что, помимо чучел животных, в коллекции музея есть множество других экспонатов. Это редчайшие книги, мемориальные предметы, принадлежавшие основателям музея, коллекция уникальных фотографий, а также скульптуры и картины, чего не ждёшь от естественно-научного музея. Александр Фёдорович Котс считал, что естественно-научные экспонаты надо сопровождать произведениями искусства. Так в музее появлялись картины, причём писали их выдающиеся художники-анималисты. Например, Василий Алексеевич Ватагин, академик Академии художеств и профессиональный зоолог. На сегодняшний день в музее самая большая в России коллекция анималистического искусства и он продолжает её пополнять.