Гости Веры Алентовой уходят по-английски

Сегодня (16 февраля) в Московском Драматическом театре состоялась премьера спектакля с несколько ботаническим, хотя на самом деле философским названием - «Апельсины и лимоны». Режиссер и худрук театра Евгений Писарев решил обыграть один из «Опытов» великого французского философа Монтеня «Всякому овощу свое время». Этот бенефисный спектакль он поставил по пьесе Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка» для звезды театра Веры Алентовой к ее юбилею - 21 февраля. Известно, что у англичан – особенный юмор, и к рениту или к насморку при лондонских-то вечных осадках они относятся как к норме, но в центре Москвы, в театре Пушкина разместить афишу с лицом прекрасной актрисы Алентовой и с названием малоэстетичного недуга, - было бы не кстати. Еще пришлось бы объяснять – какое отношение «сенная лихорадка» имеет к цветущей здоровьем женщине – главной героине актрисе Джудит Блисс, которую играет Вера Алентова? Она – активнее, энергичнее (спектакль прямо начинается с ее зарядки), чем ее сын и дочь, не говоря уже о муже-писателе. Но если бы Джудит не ушла со сцены, а продолжила играть в одном из театров Лондона, ей, как и всем другим звездам, в частности героине романа Моэма «Театр» Джулии Ламберт, сразу после завершения театрального сезона, в июне, надо было бы ехать в Париж, за новым гардеробом. Замечу, действие пьесы «Сенная лихорадка» происходит в течение двух июньских дней, и в это время у героев спектакля обостряется насморк от цветений. Ну, так они еще и шутят по-английски - чтобы все поступки и телодвижения поместить под некий флер или красоты, или проблемы. Только вот у Джудит с учетом ее пенсии – столько платьев, что хватит на всю оставшуюся жизнь, чтобы менять их несколько раз в день, принимая гостей. Собственно говоря, весь спектакль о том, как Джудит развлекается в своем поместье, на лоне природы (сценография Зиновия Марголина), устраивая конкурсы, шарады, блистая остротами, выводя всех на чистую воду и разыгрывая очень пикантные, острые и не всегда удобные ситуации для своих гостей. Забегая вперед, отметим: гости - все приличные люди - не выдержав режиссуры актрисы Джудит Блисс, рано утром сбежали, даже не попрощавшись. Они поняли, что попали в такую западню, что лучше нырнуть в свой авто и вперед. Что же случилось в благопристойном английском доме? Можно было бы сказать, что гости не смогли в течение суток контактировать со странным семейством Блисс. Как тут не вспомнить фразу Чехова: «Актеры - странные люди, да, и люди ли они?» Бернард Шоу утвердительно заявил: «Сара Бернар превосходно играла роль великой актрисы». Между прочим, эту явную игру заметил и саркастически описал в своем фельетоне Чехов. Вопрос – играют ли великие актрисы дома с такой же страстью как на сцене?, - спорный. Но по легенде, которую пересказал «ВМ» Евгений Писарев, «настоящие актеры без сцены умирают, как это было с великим режиссером Таировым и добровольным затворничеством его жены Алисы Коонен». Впрочем, Евгений Писарев не склонен так высоко думать о героине Веры Алентовой. Так ли велик талант Джудит, как ее амбиции? - этот вопрос мы поставили перед Евгением Писаревым. - Джудит ведет себя дома, как монстр. Женщина, лишенная сцены, мечтающая о сцене, но обратно ее никто не зовет. Она ждет писем, приглашений, но они не приходят. Поэтому она превратила дом в театр и стала терроризировать близких, - считает режиссер спектакля. Героиня Веры Алентовой на премьере не производила впечатление главы семейки Адамс. Возможно, очень хотелось верить в то, что из-за сильного насморка, из-за расставания со сценой, она просто жонглирует шпильками и булавками, причем виртуозно. Но чтобы монстр?.. Наблюдать за этим очень интересно – ибо никто не знает, что выкинет ее героиня в ту или иную минуту. Женщина она – смешная, ироничная, с ней, что называется, не соскучишься, а в театре – это главное. Да и не важничает она, не строит из себя звезду. Напротив, жестко отзывается о своей внешности, возрасте и степени драматического таланта. Зритель много смеется. Но это смех сквозь слезы. Выхода для этой женщины нет. Она будет играть одни и те же роли для своих домочадцев. И скоро ей станет совсем скучно. В ближайшее время уже никто не приедет погостить в ее благоустроенный дом. Хотя Джудит может влюбиться, как это сделала ее литературная соотечественница Джулия Ламберт, и резко помолодеть. Быть может, тогда найдется для нее роль и на сцене? Правда, как однажды заметил Сомерсет Моэм: «В Лондоне больше актеров, чем ролей». Зато в Москве Вера Алентова – одна такая уникальная. О ней «ВМ» рассказал Евгений Писарев: - Вера Алентова, увы, «уходящая натура». Той преданности театру и трепета перед сценой в прекрасных современных актерах нет. Вера Алентова – наш маяк в театре Пушкина. По амплуа она - героиня, но смело двигается в сторону характерных ролей, поэтому ее творческий век бесконечен. Нельзя не сказать, что пьесу Коуарда изрядно осовременили на русский манер. Писарев честно назвал причину: «Зачастую то, что смешно англичанам, - огорчает русских. Мы же не рассказываем анекдоты на похоронах? И наши женщины редко шутят над приближением собственной старости». Вера Алентова сказала о своей роли «ВМ»: - Я – потомственная актриса. Мои родители были актерами. Я выросла за кулисами театра. Театр – и дом, и жизнь, и семья. Я люблю актеров. Много сыграла в нашей братии. Но такой женщины, как Джудит, еще не играла. Она очень интересная личность. На свое 75-летие, 21 февраля, Вера Алентова выйдет на родную сцену театра имени Пушкина в роли англичанки, актрисы, большой оригиналки и настоящей красавицы Джудит Блисс.

Гости Веры Алентовой уходят по-английски
© Вечерняя Москва