Анна Сабова — о том, как стало возможным путешествие уникальных произведений средневекового искусства Выставка шедевров готического искусства из королевской часовни Сент-Шапель откроется в Музеях Московского Кремля 3 марта. Это уникальное событие: произведения из одной из самых красивых церквей Парижа впервые покидают Францию. В Россию приедут даже фрагменты прославленных витражей Только оказавшись под разноцветными сводами верхней часовни, понимаешь, что главное украшение Сент-Шапель -- здесь. Стены капеллы, зажатой на узкой площадке у Дворца правосудия, не возведены из камня -- они сотканы из света. Такая иллюзия возникает даже в пасмурный день, когда из-за тяжелых парижских туч солнце едва освещает каждую из 1113 сцен Священного писания на 750 квадратных метрах стекла. Красок самых знаменитых витражей не приглушили ни возраст почти в восемь столетий, ни современная экология, и даже ни десятилетка революций 1789-1799 годов, когда громили статуи, а лица святых и монархов соскабливали с венецианского стекла. Теперь Сент-Шапель едет к нам. "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель" -- это первая выставка, ради которой около 100 уникальных произведений французского Средневековья из королевской часовни на острове Сите покинут Францию. Среди них многочисленные реликварии -- так называют вместилища для хранения религиозных святынь, скульптуры, усыпанные драгоценностями изделия из золота и серебра, и даже главное сокровище Сент-Шапель -- фрагменты ее витражей. То, что реликварии в перечне на первом месте,-- совершенно закономерно. Собственно, это то, ради чего и была построена часовня в середине XIII века. Известно, что Людовику IX (1214-1270) удалось собрать самую престижную во всей Европе коллекцию христианских реликвий. В нее вошли большой фрагмент Истинного Креста, губка, на которой палачи подносили Христу уксус вместо воды, наконечник копья, которым римский воин Лонгин пронзил Спасителя, и Терновый венец. Заполучив эти сокровища, молодой король не только исполнил долг истинного христианина, но и в каком-то смысле превратил Францию в новую Святую землю. Во многом именно благодаря этому Людовик и остался в веках как Святой. Бесценные реликвии были помещены в специальные реликварии, но и последним потребовалось великолепное обрамление. Недостроенный к тому моменту собор Парижской Богоматери для хранения святынь не годился. Поэтому было решено возвести часовню, которая напрямую соединялась бы с королевской резиденцией Консьержери. Все работы были завершены в рекордный срок (около шести лет) и за скромную сумму 40 тысяч турских ливров (если сравнивать с астрономическими 135 тысячами ливров, которые король отдал венецианским купцам за Терновый венец). Сокровища, которые выставят в Патриаршем дворце в Кремле, находились в Сент-Шапель с момента ее возведения до Великой французской революции, а затем разошлись по нескольким музеям (сразу предупредим -- ни одна из религиозных святынь в выставке не участвует). Сегодня эти бесценные и крайне хрупкие экспонаты даже во Франции редко собираются в рамках одной выставки, объясняет "Огоньку" Филипп Белаваль, президент Центра национальных памятников. -- На самом деле мы и сами не ожидали, что удастся организовать выставку такого размаха,-- рассказывает Филипп Белаваль.-- Видите ли, Центр национальных памятников играет роль координатора между музеями. Все экспонаты для выставки в Москве хранятся в коллекциях разных музеев -- Лувра, музея Средневековья (Клюни), в Национальных архивах и Национальной библиотеке Франции. У меня были опасения, что эти учреждения, которые остаются не только открытыми для взаимодействия, но и очень требовательными к принимающей стороне, откажутся от выставки, чтобы не подвергать хрупкие экспонаты нежелательной транспортировке. Некоторые, кстати, так и поступили, но с большинством музеев удалось договориться, поэтому у нас получается прекрасная выставка. У московских гастролей шедевров Сент-Шапель есть и предыстория. Это грандиозная выставка "Людовик Святой", которая прошла в 2014 году в замке Консьержери в Париже. Она была приурочена к 800-летию христианнейшего короля. Тогда более 130 произведений средневекового искусства, связанных с историей часовни, впервые за долгие десятилетия были собраны в одном месте. И вот сейчас 100 из них едут в Москву. Конечно, самый удивительный экспонат на выставке -- витражи Сент-Шапель. И французские, и русские организаторы выставки признают это единодушно. В Патриарший дворец привезут то, из-за чего уже почти восемь веков у всех посетителей верхней часовни Сент-Шапель перехватывает дыхание, стоит им переступить ее порог,-- свет и краски. Правда, в Москву привезут лишь 12 фрагментов из 1113. Некоторые из них легко "прочесть": это сюжеты из Ветхого Завета, в частности история царя Саула и Давида, сцены, связанные с историей иудейского народа в египетском плену, новозаветная сцена Крещения Христа, а также композиция, иллюстрирующая книгу Апокалипсиса. А о других сюжетах историки спорят до сих пор. Например, в возлежащем правителе угадывают отца Людовика Святого -- Людовика VIII, который передает власть своему сыну на смертном одре. А в загадочном витраже "Двойная помолвка" -- иллюстрацию к библейской истории Раав и ее служанки. Чтобы посетители выставки в Музеях Кремля поняли, какие чувства испытывает каждый, оказавшийся в Сент-Шапель, организаторы расположили витражи так, чтобы свет, проходя через стекло, создавал тот особый волшебный эффект, которым знаменита часовня. В некотором смысле цветные лучи тоже станут экспонатом на выставке. -- Витражи будут экспонироваться в специально созданных для них нишах и подсвечиваться изнутри: свет будет проходить через цветное стекло, имитируя свет из окна,-- объяснила Екатерина Караваева, директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Кремля.-- Вместе с тем освещение в зале будет максимально приглушенным, чтобы при помощи света подчеркнуть и выделить те редкие предметы эпохи Людовика Святого, которые дошли до наших дней. Главной проблемой, с которой столкнулись французские организаторы выставки, стала воздушная транспортировка экспонатов. Как это ни удивительно, самое большое беспокойство вызывали даже не витражи. Сделанные из прочнейшего венецианского стекла, они и сегодня готовы если не к революционным испытаниям, то к перелетам. -- Чтобы перевезти витражи из Парижа в Москву, их поместили в некое подобие рамы,-- уточняет Филипп Белаваль.-- А вот средневековые изделия из золота и серебра оказались более хрупкими... Некоторые музеи не решились предоставить свои коллекции именно из-за страха навредить экспонатам. Причем тут дело вовсе не в условиях экспонирования произведений в самом Кремле. Должен отметить, они в Патриаршем дворце, вероятно, даже лучше, чем в родном Консьержери, который задумывался совсем не как музей. Нас беспокоит только путешествие экспонатов на самолете. А хуже всего такого рода вояжи переносят изделия из слоновой кости и эмали. Поэтому на выставке в Кремле они будут представлены экспонатами не из Сент-Шапель, а из Эрмитажа -- это российский вклад в выставку. Например, изготовленные из слоновой кости створка диптиха с изображением Страстей Христовых (середина XIII века) и статуя Богоматери с Младенцем (конец XIII -- начало XIV века): испытание на прочность перепадом температур, давления и влажности во время продолжительной авиаперевозки им не грозит. Из Эрмитажа же в Москву доставят хрупкие шедевры, украшенные знаменитыми эмалями из Лиможа. Примерно такие же находятся сейчас во французских музеях, сохраняющих наследие Сент-Шапель. -- Большая часть церковной утвари того времени производилась лиможскими эмальерами, и Людовик Святой заказывал ее для своей капеллы именно в Лиможе,-- рассказывает "Огоньку" Ольга Дмитриева, заместитель генерального директора по развитию просветительской деятельности и популяризации в Музеях Кремля.-- Среди эмалей, которые приедут из Эрмитажа, нет ковчегов, имеющих непосредственное отношение к Сент-Шапель, но типологически это именно то, что видели молящиеся в часовне того времени. Для статуи Изабеллы из Пуасси (дочери короля Людовика Святого; статуя хранится в церкви в Пуасси, где был крещен Людовик) Музеи Кремля заказали специальную климатическую витрину. Екатерина Караваева объясняет: "Экспонирование Изабеллы предполагает очень жесткое соблюдение условий температурно-влажностного режима. Витрина, в которую будет помещена статуя,-- это дорогостоящее, не слишком мобильное оборудование, но Музеи Московского Кремля, являясь музеем международного уровня, разумеется, соблюдают условия, выдвигаемые направляющей стороной". Готовыми ко всем трудностям путешествия по воздуху оказались и рукописи XIV-XV веков из Национальной библиотеки Франции. В Патриаршем дворце можно будет в деталях разглядеть средневековые рукописные книги с миниатюрами настолько яркими, что кажется, будто их авторы вдохновлялись витражами из самой часовни на острове Сите. Недаром Жан де Жуанвиль, один из первых биографов короля Людовика IX, сравнивал его с художником, который украшает рукописи золотыми инициалами и миниатюрами. Только произведением правителя стала сама Франция, которую он щедро украсил церквями. Само название выставки подчеркивает: главных героев здесь как минимум два. И один из них немыслим без другого. -- Они неразделимы,-- подчеркивает Филипп Белаваль.-- Сент-Шапель говорит о Людовике Святом, а Людовик Святой выразил самого себя в Сент-Шапель. Это мы и хотим объяснить и показать русской публике. Анна Сабова, Париж Детали Осколки эпохи Как громили и восстанавливали Сент-Шапель Судьба прославленных витражей и сегодня одинаково интригует как медиевистов, так и туристов, которые хотя бы раз побывали под сводами Сент-Шапель. Ведь именно витражи вместе со скульптурными изображениями в часовне и по сей день остаются едва ли не самыми красноречивыми свидетелями драматического момента в ее истории, который пришелся на последнее десятилетие XVIII века. Стараниями "пламенных революционеров" некоторые короли и персонажи библейских сцен на витражах утратили лица или вовсе головы, а часть бесценных стекол была разбита или расхищена. Теперь они рассеяны по всему миру: во Франции (в парижском музее Клюни, в Руане), в музеях Соединенных Штатов, в лондонском музее Виктории и Альберта, а остальные, возможно, осели в чьих-то частных коллекциях. За судьбой драгоценных осколков французские музейщики пристально следят по сей день -- в любой момент они могут всплыть на рынке древностей. Скульптурные изображения Сент-Шапель так и не удалось полностью восстановить по прошествии революционного десятилетия и тех 40 лет, когда в часовню переехали национальные архивы и шкафы с этажерками почти на треть заслонили бесценные витражи. Тогда к реставрации открыто призывал разве что Виктор Гюго со страниц "Собора Парижской Богоматери". В первой половине XIX века куда больше усилий и средств было потрачено на реставрацию Бурбонского дворца, который остается почти на шесть столетий младше Сент-Шапель и сейчас является резиденцией Национальной ассамблеи. Гюго возмущался: не зная, как подступиться к восстановлению средневековой часовни в сердце столицы, власти просто "предоставляют осенним ветрам разбивать дивные витражи Сент-Шапель". В конце XIX века некоторые утраченные витражи были заменены копиями. А вот разбитые тимпаны -- полукруглые своды над входом в часовню, украшенные рельефами со сценами из Библии, так остались не до конца восстановленными. -- К сожалению, сегодня мы можем только по гравюрам узнать, как раньше выглядел вход в нижнюю часовню Сент-Шапель,-- рассказывает Пьер-Ив Ле Погам, главный хранитель отдела скульптур в Лувре и один из организаторов в 2014 году выставки "Людовик Святой".-- Например, сцена "Воскрешение мертвых" была разнесена в пух и прах, пострадали и рельефы с изображениями апостолов. Причина, по которой они оказались под ударом, ясна: Сент-Шапель была символом монархии и священной королевской власти. Первая реставрация, начатая в 1837 году, принесла капелле точные копии утраченных витражей и деревянного шпиля XV века. Затем в 2005 году с крыши капеллы исчез привычный парижанам силуэт архангела Михаила, а вернулся только восемь лет спустя. Тогда к концу подходила уже вторая масштабная кампания реставрации, которая стартовала через 160 лет после первой. Именно тогда часовня вернула себе облик, близкий первоначальному.