Войти в почту

Наслаждение спонтанностью: как прошел гала-концерт Шаляпинского фестиваля

20 февраля в театре оперы и балета имени М. Джалиля в рамках XXXV Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина состоялся гала-концерт, который стал заключительным мероприятием фестиваля.Так что же произошло в этот день на сцене оперного театра? Для чего артисты перебивали друг друга прямо во время концерта, а дирижер танцевал? Ответы на эти вопросы и постарался узнать корреспондент ЭТ. Концерт открыла увертюра к опере Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня». Затем во вступительном слове народного артиста Татарстана Эдуарда Трескина зрители узнали некоторые интересные факты про самого Шаляпина и про сам фестиваль. О Шаляпине и фестивале В 1898 году знаменитый музыкальный и художественный критик Владимир Стасов в своей статье так писал о выступлении Шаляпина: «Радость безмерная! Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился. Боже, какой великий талант!». Прошло почти 120 лет со дня опубликования этой статьи, но фигура Федора Ивановича Шаляпина не стала менее «громадной» и значительной, - скорее, наоборот. То же самое можно сказать и об оперном фестивале имени нашего великого земляка. Стартовав 35 лет назад как культурное явление республиканского уровня, фестиваль стал явлением международного масштаба. Старейший в мире оперный фестиваль встал в один ряд с крупнейшими оперными фестивалями мира. Невозможно назвать имена всех выдающихся исполнителей, которые выступали на этой сцене во время шаляпинских фестивалей. Достаточно назвать несколько имен, чтобы представить его уровень: Ирина Архипова, Мария Биешу, Елена Образцова, Рене Папе, Ильдар Абдразаков, Юрий Борисенко, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова… Недаром в 1928 году Федор Шаляпин писал Максиму Горькому из Парижа: «Взгрустнул немного, прочитав в письме о твоем пребывании в Казани. Как живой встал перед глазами этот прекраснейший из всех городов мира город». Шаляпин всюду возил с собой кожаный портфель, в котором был маленький ящичек. Никто не знал, что в нем находится, и только после ухода из жизни великого певца, стало известно, что там находилась горсть родной казанской земли. Легкость, спонтанность, непринужденность… Концерт состоял из двух отделений, включая всего 33 номера. Среди них: ария дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник» и увертюра к опере «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини, сцена бури из оперы «Отелло» и хор ведьм из оперы «Макбет» Джузеппе Верди, сегидилья из оперы «Кармен» и фарандола из оперы «Арлезианка» Жоржа Бизе, финал концерта №1 для фортепиано с оркестром Чайковского и другие. На сцене выступили Василий Ладюк и Нурлан Бекмухамбетов из Московского театра Новой Оперы им. Колобова, Елена Максимова из Венской Государственной оперы, пианист Евгений Михайлов из Казани, артисты Большого театра Михаил Казаков и Анна Аглатова, Гульнора Гатина и Венера Протасова из казанского театра оперы и балета, артист Национальной Оперы Украины им. Шевченко Сергей Ковнир, солист московского театра «Новой Оперы» Василий Ладюк, исполнитель из Британии Рональд Самм, артисты Мариинского театра Сергей Скороходов и Ахмед Агади. Дирижировали в этот вечер Марко Боэми из Италии и Михаил Грановский из Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.Почти после каждой композиции зрительный зал раздавался криками «Браво!» и бурными аплодисменты. Песенка герцога из оперы «Риголетто» - «Сердце красавицы склонно к измене» еще во время фестиваля вызывала хорошие впечатления, но на этот раз Нурлан Бекмухамбетов исполнил с особой задорностью. Запомнился и нежный «Дуэт цветов» из оперы Лео Делиба «Лакме» в исполнении Анны Аглатовой и Елены Максимовой. Интересно было наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой артисты на сцене и дирижер. Исполнение было настолько легким и непринужденным, что во время последних номеров артисты позволяли себе как бы заигрывать друг с другом, вступать во время чужой партии, «соревноваться», кто громче. Задорная четверка из Ахмеда Агади, Нурлана Бекмухамбетова, Рональда Самма и Сергея Скороходова исполнила заключительный номер – ария Калафа из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. Харизматичный дирижер Марко Боэми ничуть им не уступал. С самого начала концерта, казалось, он не только дирижировал оркестром, но и поддерживал артистов, переглядывался с ними. Во время куплетов Спортинг Лайфа из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина в исполнении Рональда Самма Марко пританцовывал вместе с ним, одновременно работая с оркестром. Все это пришлось по душе зрителям и вызвало улыбки, смех, а затем и бурные продолжительные овации. Корреспондент ЭТ поинтересовался у пресс-секретаря казанского театра оперы и балеты Карины Шайдуллиной, продуманы ли эти неожиданные выходы артистов и «заигрывания»? Как оказалось, нет. Мнение о том, что все это не было специально продума но, - и все это спонтанность и просто наслаждение своей работой, подтвердил и солист театра «Новая Опера» Нурлан Бекмухамбетов. ЭТ: Нурлан, Вы участвуете в фестивале не в первый раз, скажите, в чем уникальность Шаляпинского фестиваля, на ваш взгляд? - Да, я участвую здесь не впервые, но именно в этом году я влился спонтанно, как-то незапланированно, влетел, как сокол на добычу (смеется). А уникальность его состоит в том, что здесь собираются певцы из многих стран, и мы друг с другом незнакомы, и за какие-то один-два дня мы становимся настолько близкими и родными, что на сцене рождается какое-то таинство, потому что энергетика от каждого певца, и, конечно же, от зала идет сильная. Легкость, которая витает во время концертов, передается нам, и выступления проходят с наслаждением, как и весь фестиваль, я думаю. ЭТ: Чем запомнился Вам именно этот фестиваль? - Тем, что я «влетел» на него неожиданно (смеется). На самом деле, так и было. Вот буквально 14 февраля я участвовал в опере «Любовный напиток» (опера Гаэтано Доницетти – прим.) в Москве, а 16-ого утром мне звонят и говорят, а не мог бы ты у нас на фестивале спеть «Риголетто»? А «Риголетто» был 17 февраля. Я согласился, ночью прилетел, и вечером уже спел спектакль (Нурлан исполнял роль герцога в этой опере - прим.).ЭТ: Отличается ли публика европейская от нашей? - Я думаю, любая публика, какой бы она национальности не была, если увидит вот это таинство, то она почувствует то, что ты хотел передать. Мы же все одинаковые, мы чувствуем одно и то же: плачем одинаково, когда нам больно, радуемся одинаково, когда нам весело. Так, завершился XXXV Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина. За 20 фестивальных дней на сцене театра оперы и балета им. М. Джалиля прозвучало 12 опер, было сыграно 65 ролей в исполнении именитых оперных исполнителей, задействовано около 80 человек в хоре и около 70 - в оркестре, прогремело тысячу «залпов» аплодисментов. Автор - Диана Беркутова

Наслаждение спонтанностью: как прошел гала-концерт Шаляпинского фестиваля
© Эксперт Татарстан