Войти в почту

"Первый залп" к столетию революции

Одна из первых выставок к юбилею 1917 года открылась в Музее современной истории России. Она называется "Революция. Первый залп. Иван Владимиров -- свидетель непростого времени". Иван Владимиров (1869-1947), работы которого сегодня находятся в собраниях Русского музея и Третьяковской галереи, задокументировал все важные события своей эпохи (он, к примеру, работал военным корреспондентом во время Русско-японской войны). Его реалистическую живопись не брали на выставки "Мира искусства". Он отыгрался: написал в несвойственной себе манере несколько картин под псевдонимом, успешно продал их и даже заслужил похвалу самого Бенуа. Наибольшую известность в советские годы Владимирову принесли парадные портреты военной эпохи и всевозможные картины на историко-революционные и батальные темы. Выставка в Музее современной истории России рассказывает о художнике с новой стороны. Герои картин, попавших в экспозицию,-- курящие в царской ложе пролетарии, разворовывающие помещичью усадьбу крестьяне и всяческими другими способами осваивающий наследие "России, которую мы потеряли" новый рабочий класс. Кроме того, на выставке нашлось место тексту отречения Николая II, фотографии митинга у здания Государственной думы в Петрограде, революционным лозунгам и денежным купюрам. В центре экспозиции расположилась трибуна с лозунгом "Долой самодержавiе". Оказавшиеся в таком контексте картины Владимирова, который использовал холст и краски для критики сначала монархического строя, а затем советского быта, позволяют свести смысл революции к смене одного абсурда другим. Марина Анциперова

"Первый залп" к столетию революции
© Коммерсант