Свой «маршрут» для каждого.«Искусство Омска» презентовало новую выставку
«Изо дня в день каждый человек передвигается из пункта А в пункт Б. Они у каждого свои, а вот способы одинаковые: ногами или с помощью транспортных средств. Мы каждый день оказываемся в неком пространстве, и это повторяется очень часто - мы в нём живём. Кто-то в это время книжки читает, кто-то по телефону разговаривает, - объясняет Евгений Груздов, куратор проекта. - Это пространство очень любопытно, так или иначе, мы в нём пребываем». Для музея пункт А находится на ул. Куйбышева, 48 - там хранятся произведения, а Б - ул. Декабристов, 121, где они экспонируются. И посетители выставки двигаются от одного к другому – от картины «Полдень» Геймрана Баймуханова к «Музею на Декабристов» Николая Молодцова. Или наоборот. Пол в выставочном зале расчерчен под улицы этого маршрута, таким образом удаётся прогуляться по центру города. Новая экспозиция посвящена 26-летию музея. И возможно, это одна из последних выставок, которые пройдут в здании на ул. Декабристов, 141. Музей готовится к переезду. Бракованное метро «Тем не менее, пока мы находимся в двух зданиях - на Куйбышева и Декабристов, этот маршрут для нас самый главный», - отмечает Лариса Тимкова, директор музея «Искусство Омска». Около 50 самых разных произведений живописи, графики и других объектов художников из фондов и мастерских, создают особую атмосферу выставки «Маршрут». Они запечатлели городской транспорт и его сотрудников, улицы и автомобили. В жизни это всё кажется обыденным, а здесь заставляет переосмыслить, увидеть с другой стороны, проникнуться: «Иртышская набережная ночью», «Изумрудный город», «Последний автобус», «Перекрёсток». На выставке имеются и целые коллекции. К примеру, 800 проездных билетов последних 30 лет. И они не просто представлены в хронологическом порядке, а распределены по категориям: флора; фауна; дети, клоуны, игры; офис, наука, быт; спорт, искусство; времена года и даже Пушкин. По некоторым можно отследить эволюцию степеней защиты. Здесь есть и простые билеты (счастливому посвящён целый триптих), и штрафные квитанции. Серия коллажей под названием «Омское метро есть!» Игоря Николаева привлекает внимание всех посетителей, несмотря на то что тема не раз обсуждена и обшучена жителями города. «Омское метро – народная легенда, которая может служить основой для целых серий работ. Я решил использовать оригинальную форму – старых диафильмов, слайды, и получилась альтернативная история: вроде бы не существует в Омске метро, а вроде бы оно есть. Так в принципе и происходит у нас в городе. Эстетика старых слайдов позволяет погрузиться в ту эпоху, когда действительно было реально построить метро, когда ещё были возможности», - говорит Игорь Николаев, член Союза художников России. Серию художник подготовил за месяц, за это время нужно было обработать изображения, совместить их, напечатать и склеить вручную. Автор использовал обложки для переплётов, витражные плёнки. Слайды сопровождаются логотипом студии «Брак». «Старые диапозитивы выгорают, осыпаются, это можно назвать браком. Решил использовать это слово, найти эстетику в этих старых слайдах. Это вроде бы порченый продукт, но он не имеет цены. Наше метро – тоже своеобразный брак, оно недоделано до сих пор, - рассказывает Николаев. – У меня на этой выставке ещё одна работа - коллаж «Автопробег Пекин – Омск – Париж» 1907 года, он действительно был, проезжали через наш город». Привыкли к понятному На выставке можно увидеть предметы и изображения как прошлого, так и настоящего. Например, на картине художника Андрея Крюкова внимательные посетители разглядят то, что у большинства омичей никаких творческих порывов не вызывает – маршрутку, тесную, неудобную и тёмную. «Многие люди не понимают, видят только большое месиво. Они привыкли к тому, что понятно, а вещи, которые немного отходят от реальности, не воспринимают. Если разжёвано и положено в рот - будет усвоено быстрее, чем пытаться добыть какие-то знания, - сетует Андрей Крюков. - Сюжет простой, любого затрагивал - поездка на маршрутке, достаточно камерная. Когда ты в три погибели проходишь от двери до задних сидений, садишься и ничего не видишь. Это давит и мешает воспринимать окружающий мир. Вокруг кучки такие же люди, которые не могут понять, где находятся». Вторая работа Андрея на выставке называется «Свободен», в это слово закладывается не один смысл, каждый его определяет сам. На картине запечатлён таксист рядом со своей машиной и киоском на омской улице – это собирательный образ. Но временные рамки оговариваются – с 4 до 5 часов утра, это самое свободное время для людей этой профессии. Автор сам работал таксистом, и здесь изобразил то, с чем хорошо знаком. В любом случае поклонники различных стилей в творчестве, хватающие с поверхности или ищущие незаметные нюансы и тонкости, найдут автора и работу по душе и по своему маршруту. Выставка будет работать до 10 марта в выставочном зале музея на ул. Декабристов, 121, ежедневно, с 10.00 до 19.00 кроме понедельника. Вход свободный.