Читки появились в Воронеже несколько лет назад. «Облегченный» формат театрального действа предполагает, что на первый план выходит именно текст пьесы, то есть зритель знакомится с произведением драматурга, а не таким сложным организмом, как спектакль. Казалось, бы, читки – удел истых театралов, однако на деле им удалось привлечь гораздо более широкую аудиторию. В Воронеже они уже вышли за пределы сценических площадок. Например, артисты театра драмы имени Кольцова неоднократно проводили читки в кафе. Читка стала не просто частью работы над спектаклем, когда актеры знакомятся с материалом, а самостоятельным продуктом. В Воронеже не единожды проводились читки пьес современных драматургов, например, в Институте искусств читались творения Германа Грекова, Вячеслава Дурненкова, Ивана Вырыпаева. Театр драмы имени Кольцова посвятил Вырыпаеву и знакомству с его текстами даже отдельный проект, в рамках которого читки проводились в разных локациях театра. Камерный театр также организовал серию читок. Не остались в стороне и независимые театральные объединения, например, творческий центр «Театр Неформат» и театр «Кот». В Воронеже сложилась традиция по завершении читок устраивать обсуждения со зрителями, и эти дискуссии способны дать одинаково много как публике, так и артистам. Насколько формат театральной читки актуален спустя несколько лет после своего появления? Насколько это направление сейчас интересно профессиональному сообществу? Корреспондент «АиФ Черноземье» выяснил, как сегодня видят читку актеры и режиссеры. «На ура» «Читка – это, прежде всего, возможность для актера поработать, познакомиться с «рискованным» материалом, при этом исключив некую ответственность и рамки, которые обязательны в полноценной постановке. Зачастую на читки берутся довольно свежие пьесы, что дает зрителю (актерам и режиссеру) некое представление о том, «куда движется» драматургия, какие темы волнуют нынешних авторов. И, что очень важно, читка дает возможность немедленного отклика от зрителей, коллег. Так как у нас нормальная практика делать обсуждения после некоторых спектаклей, убеждаюсь, что непосредственное общение со зрителем дает очень много в понимании нашей (актера/режиссера) профессии. Воронежская публика воспринимает читки на ура. Зрители рады пообщаться. Но теперь есть другая опасность. Так как читки уже выбились в отдельный жанр, они тоже требуют поиска и роста. Уже недостаточно просто прочесть пьесу на зрителя, это, на мой взгляд, пройденный этап, и даже в рамках читки должен быть более внятный поиск», – рассказал актер, режиссер, художественный руководитель творческого центра «Театр Неформат» Антон Тимофеев. «Для зрителя это возможность узнать новых авторов, новый материал, сравнить его с классикой и, пользуясь накопленным бэкграундом, сделать выводы. Для актера это хороший тренинг командной работы, фантазии. Плюс возможность занять свободное от спектаклей и репетиций время. Я не задумывался над актуальностью такого формата для Воронежа, но был случай, когда представительные и самодостаточные люди (зрители), любящие путешествовать, говорили о том, что такой формат они видели только в Питере и Москве, благодарили за то, что теперь читки делаются и в Воронеже. Кто-то после читок вплотную подсаживался на театр. Тут сугубо частные истории. А «заходит» читка всегда очень хорошо», – отмечает актер Театра драмы имени Кольцова Евгений Баханов. Узкий формат «Когда-то я делал читки. Сейчас мне это кажется ребячеством. Читка – это, скорее, маркетинговый ход – быстро привлечь к себе внимание, как промо-акция. Читка – это знакомство, а театр – это воздействие, серьезный путь и подробный процесс. Мне читки уже не интересны», – говорит художественный руководитель театрального центра «Никитинский» Борис Алексеев. «Читка дает возможность экспериментировать с разными образами, позволяет пробовать нетипичные амплуа и искать новые грани. Здесь очень важно, чтобы актер читал максимально легко, летел над текстом. Если начнет «погружаться» в роль, то это уже другая работа, к которой надо подходить с другой стороны. Для публики читка – это возможность услышать что-то новое, что режиссеры не рискуют или не могут поставить по ряду обстоятельств. Многие зрители любят воспринимать спектакли «на слух», им формат читки очень интересен, тем же кто любит визуальный ряд, будет скучно. Мне кажется, это узконаправленный, но по-своему интересный формат», – рассказал главный режиссер театра «Кот» Алексей Проскуряков.