За спиной у марионетки. Казанский кукловод о пользе профессии

«Актёр должен смотреть в затылок кукле, будто он с ней одно целое. А если он глазеет по сторонам, то получается, что он отдельно. Для чего тогда ему кукла?..» - размышляет Александр Карпеев, артист-кукловод Татарского государственного театра кукол «Экият». На его счету более 100 ролей, но он всегда за куклой, за ширмой. Вот уже 40 лет. Общее дело - Александр Порфирьевич, есть спектакли, в которых вы играете десятилетиями, но вашего имени даже в афишах нет. Не обидно? - Нет, ведь зритель знает актёров, приходит на их спектакли. На мои идёт уже третье поколение казанцев. У нас традиция – фотографироваться после спектакля. Подошла ко мне недавно молодая женщина с ребёнком, у которой мама фотографировалась со мной, когда маленькая была. Потом сама она на снимке у меня на руках. И теперь уже своего малыша привела в театр. Чем не признание? Я попросил найти эту семью, пригласить на свой юбилейный вечер 28 февраля (артисту исполняется 60 лет. - Прим. ред.)). - Кукловод - это больше мужская или женская профессия? - Когда я пришёл в театр в 1979 году, мужчин было мало, а сейчас с десяток. Женщин примерно вдвое больше, но кукловодов вообще мало. За историю театра из профессии ушли до 90 артистов. Я-то с детства подбирал тряпочки, делал из них кукол. В студию творческого развития Константина Хабенского, где я преподаю актёрское мастерство, приходят мальчишки, по ним видно – будущий кукловод. Ученик Илья подарил мне двух кукол. Сам придумал, что рот открывается прищепкой, – это художественное решение. Он уже и художник, и режиссёр, и актёр. - И много тех, кому суждено быть актёром? - Ребята не должны стремиться к этому. Задача, которую диктует Константин Хабенский, – не спектакли ставить, а дать детям возможность раскрыться, почувствовать себя вольными. Одни показывают этюды, другие смотрят, потом обсуждаем, анализируем неудачи. Есть таланты, но мы никого не выделяем, так как главное – общее, нужно работать с группой. Спектакли получаются необычные, ведь в них заняты до 50 детей. Все садятся вокруг главных героев – хлопают, задают ритм, разворачиваются в одну сторону, акцентируя внимание зрителя на деталях. - Таких студий много, но кукольное отделение только в Казани? - В Уфе было, но это трудно, нужны база, куклы. Мы их сами делали из тряпочек. Сейчас ставим «Мойдодыр», так в ход пошли мочалки. Декораций мало, дети их руками изображают - кровать, стол. Да и ребятам физически тяжело работать с перчаточными куклами. Они не могут держать локоть высоко, роняют. Ширму убрали, ищем другие подходы. Например, с поролоном работаем. Нарезаем его полосками, чтобы дети включили фантазию: что из него можно сделать? И вот уже рыбы по волнам поплыли, птицы полетели. В спектаклях ребята сами меняют характеры персонажей, их движений. Кстати, они в театре замечают и наши ошибки: «Вы же говорили, что спиной к зрителю нельзя поворачиваться!» Усвоили урок: актёр должен смотреть в затылок кукле, будто он с ней одно целое. А если он глазеет по сторонам, то он отдельно. Для чего тогда ему кукла? Сила в перчатке - А куклотерапией не увлекаетесь? - Нет, но куклы помогают. Бывает, возьму с собой маленькую перчаточную, встречу малыша в слезах, вытащу куклу, и он смеётся. А если нет куклы, то из моего зелёного платочка отличный лягушонок получится. Но с детьми нужна осторожность, ведь и клоун может напугать. Есть клоуны, которые не понимают психологию ребёнка, наденут костюм и прыгают. А как же подход? Помню, меня позвали выступать в деревню. Ко мне женщина подбежала: «Дочка боится клоунов. Вы уж её не пугайте». Если ребёнок что-то не так воспринял, это может на всю жизнь остаться. Я каждый год приезжал то клоуном, то Дедом Морозом, то с куклами, пока она не перестала бояться. Теперь занимается в студии, раскрывается. - Что нового кукловоды могут предложить пресыщенному зрителю? - Кукловодов стали чаще приглашать. Играем мини-спектакли на дому, на праздниках. Но сохраняем и классические спектакли, которые по 30-35 лет играем - «По щучьему велению», «Царевна-лягушка». Освоили новый формат – театр на подушках для годовалых малышей. Показываем в фойе два спектакля по полчаса. Родители с детьми сидят на подушках, и мы знакомим малышей с персонажами. Мечтаю вернуть спектакль «Носорог и Жирафа» о том, что каждый такой, какой есть. Один высокий, другой низкий, но такими мы друг друга и любим. Подтексты эти актуальны. Ещё больше скрытых смыслов в спектакле для взрослых «Ханума». Он собирает полные залы, ведь куклы могут рассказать то, что человеку не под силу.

За спиной у марионетки. Казанский кукловод о пользе профессии
© АиФ Казань