Войти в почту

Вера Алентова приняла вызов. К юбилею актрисы Театр имени Пушкина представил премьеру спектакля «Апельсины и лимоны»

О новой постановке «ВМ» рассказал худрук Евгений Писарев. Спектакль «Сенная лихорадка», в котором Вера Алентова выйдет на сцену в свое 75-летие в роли актрисы Джудит Блисс, Евгений Писарев поставил по пьесе английского драматурга Ноэла Коуарда. — Евгений Александрович, вопрос «в лоб»: кто выбрал эту пьесу для постановки и почему? — Мы с Верой Валентиновной тщательно искали пьесу для ее юбилея, но такую, чтобы ей было интересно играть, а мне — ставить. Ни ей, ни мне не хотелось делать пьесу, которую, как говорится, обкатали все актрисы к своим датам, а среди них и «Визит дамы», и «Странная миссис Сэвидж». Неожиданно я вспомнил о пьесе «Сенная лихорадка», которая давно и успешно играется в Европе, в частности в Англии. Замечу, что там главную героиню — театральную актрису Джудит Блисс — всегда играли знаменитые актрисы, звезды: Джуди Дэнч, Джулия Маккензи (исполнительница в фильме роли мисс Марпл), Мэгги Смит. Я предложил Вере Валентиновне перечитать эту пьесу, и через некоторое время мы начали репетировать. — Вера Алентова из тех актрис, кто не сразу на что-то соглашается. Неужели никаких сомнений с ее стороны не было? — Как же без сомнений?! Но она приняла вызов — сыграть актрису, которая стала ненужной, невостребованной, лишней. К счастью, Вера Валентиновна — актриса очень востребованная, и в кино, и в театре: на нашей сцене она играет в месяц по 10 спектаклей. — Джудит Блисс — талантливая актриса. Что ее заставило покинуть сцену? — Среди актеров и режиссеров существует легенда, что большие актеры без сцены жить не могут. Мы с Верой Валентиновной не ставили Джудит вердикт — хорошая она актриса или посредственная, оставили это занятие для публики. Думаю, что каждый зритель посвоему воспримет Джудит Блисс и составит о ней свое мнение. Причина ее ухода из театра — банальная: возраст. Если говорить бытовым языком, Джудит Блисс ушла из театра на пенсию и направила свой актерский талант на домочадцев. Героиня Веры Алентовой постоянно играет. А хорошо или плохо — решит публика. — Существует ли критерий, так сказать, «лакмусовая бумажка», по которой определяется степень одаренности артиста? — Талант — единственная новость, которая всегда нова. Так что критерий один — талант. Но в этой пьесе мы не можем судить о таланте актрисы, потому что она не играет роль, и здесь нет сцены. Джудит Блисс, по сути, — монстр, который терроризирует своих родных. Она превратила свой дом в театр, и в этом — трагикомичность ситуации. — Героиня Веры Алентовой стала режиссером? — Режиссер — это волевое решение, последовательность и конструктивность во всем. А Джудит потеряла границы между театром и реальностью. Она не знает, что сделает через минуту. Она не владеет собой. Обычные люди тоже разыгрывают театральные ситуации, когда им это нужно. Вспоминаю свою бабушку, которая для того, чтобы оставить меня дома, разыгрывала сердечный приступ, и, что удивительно, у нее действительно поднималось давление. Актер — это вера в предлагаемые обстоятельства. Актер верит, и его организм полностью работает на эту веру. Вера многое может. — Как бы вы сами определили характер спектакля? — На мой взгляд, спектакль получился смешной. Но есть и горькое послевкусие, вызванное пониманием того, что актриса находится в замкнутом круге, что она будет бесконечно играть одну и ту же роль дома, для своих родных. Пьеса «Сенная лихорадка» дает возможность за один вечер побыть и жертвой, и интриганкой, и Джульеттой, и леди Макбет, и это подарок для актрисы. — В чем, по-вашему, уникальность Веры Алентовой? — К сожалению, Вера Валентиновна — уходящая натура. Того трепета к роли, преданности сцене у молодых артистов, увы, нет. Жесточайшая дисциплина, ответственность за каждое слово, каждый жест — вот что характеризует Алентову. Веру Валентиновну любят в театре, уважают, прислушиваются к ее мнению. При этом она — одна из самых ироничных актрис, которых я встречал в жизни. — А в спектакле «Семейка Краузе» по пьесе драматурга Александра Коровкина вы открыли Алентову-комедиантку. — Вера Валентиновна стала смело двигаться в сторону характерных ролей. Она очень смелая актриса, я бы даже сказал, отважная. Поэтому ее творческий век бесконечен. В спектакле «Семейка Краузе» она не побоялась так изуродовать себя внешне, что даже мне в какой-то момент хотелось ее остановить. И в новом спектакле «Апельсины и лимоны» ее героиня смеется над своей старостью. Согласитесь, от актрисы требуется смелость, чтобы сыграть угасание не только женщины, но и профессионала. — Как вы считаете, у юмора есть национальность? — Конечно. То, что очень веселит англичан, русских порой приводит в ужас. Но я много ставил английскую литературу и люблю английский юмор. Мне близко ироничное отношение к себе и к жизни. Кстати, в этой пьесе тоже много иронии. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Вера Алентова, народная артистка России: Герои, которых мы играем, не всегда созвучны нам по-человечески. В Джудит Блисс много качеств, которых нет во мне. Я родилась и выросла на Русском Севере, а там люди не произносят пустых слов, не лезут в душу. Но я не люблю рассказывать о ролях. На сцене я добиваюсь одного — чтобы зрителю понравился спектакль.