Вслед за Музеями Московского Кремля, Государственным историческим музеем и Музеем Международного нумизматического клуба, представившими совместную выставку «Золотые монеты в истории династии Романовых», к истории императорской фамилии обратился и музей-заповедник «Царицыно». 1 марта там начинает работу выставка «Семья Николая II в портретах греческого скульптора Никоса Флороса». Проект создавался в рамках официальной программы перекрестного культурного Года России и Греции. Впервые экспозицию показали в июне 2016 года в Исаакиевском соборе, теперь ее смогут увидеть и жители Москвы. — Когда Никос Флорос узнал, что его работы представят в Исаакии, он решил взять за основу имперско-религиозную тематику. Скульптор посчитал, что образы канонизированной семьи императора Николая II будут наиболее уместны в стенах собора, — рассказала «Известиям» директор проекта Юлия Сысалова. Первую часть экспозиции составляют семь скульптурных портретов Николая II и его семьи: императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, а также портрет Екатерины II. Работы созданы автором из алюминиевых банок в стилистике сюрреалистичного поп-арта. — Никосу уже не раз пеняли на то, что он выполнил портреты святых из столь нетрадиционного материала, как алюминий. На это он обычно отвечает, что в Средние века рисовали свечой и яйцами. Но мы же смотрим не на омлет, а на произведение искусства, — отметила Юлия Сысалова. Вторая часть выставки состоит из семи трехмерных объектов, выполненных в форме яиц. Греческий скульптор, вдохновленный работами Фаберже, создал большие, высотой в 70 см, открытые пасхальные яйца, внутри каждого из которых помещено сердце. Название у композиции соответствующее — «Сердца Романовых». — Сердца тоже сделаны в плетеной технике Флороса. Его идея такова: каждое сердце внутри пасхального яйца олицетворяет сердце одного из членов расстрелянной семьи. Для скульптора это своеобразный символ жизни и возрождения — возможность через искусство прикоснуться к душе святых. Эта выставка — художественный жест автора, дань памяти семье последнего российского императора, — объяснила директор проекта. Выбор материала неслучаен: Флорос считает алюминий главным металлом современности; был в истории бронзовый век, был век железный, а теперь — алюминиевый. Художник разрезает обычные банки из-под газировки на небольшие чешуйки — каждая имеет свой оттенок и используется как мазок кистью на холсте. Никакого дополнительного окрашивания, только оригинальные цвета и оттенки.