Выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968" откроется в Москве

МОСКВА, 27 февраля 2017 г. /ГМИИ имени А.С. Пушкина/. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиа ZKM (Карлсруэ) и при поддержке Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО" представляет выставку "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968". Уникальный по своей масштабности проект продолжается второй год, и за это время выставка уже показывалась последовательно в Брюсселе и Карлсруэ. Несмотря на то, что состав экспозиции каждый раз претерпевал изменения, принципиальная концептуальная позиция остается неизменной - это взгляд на послевоенное искусство и культуру Западной и Восточной Европы как на единый художественный ландшафт, созданный усилиями мастеров разных стран, к каким бы политическим лагерям они не относились. Выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968" включает в себя порядка 200 работ художников из 18 европейских стран и Российской Федерации (т.е. бывшей РСФСР). Среди музеев, предоставивших экспонаты для выставки: Тейт Модерн (Лондон), Национальный музей современного искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Национальная галерея Берлина, Стеделейк (Амстердам), Музей Пикассо (Париж), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Фонд "Zero" (Дюссельдорф), Фонд Бейлер (Риен / Базель), Музей современного искусства (Вена), Музей независимости (Варшава), Музей Тэнгли (Базель), Национальная галерея в Будапеште, Национальный музей в Кракове, Национальная галерея в Оломоуце (Чехия), Кунстхалле города Эмден (Германия) и другие. Почти четверть века, с 1945 по 1968 год, которые охватывает выставка, были наполнены мыслями о произошедшей мировой трагедии, об общих и личных драмах, о попытках осмыслить их, о стремлении человечества понять "условия своего существования", говоря словами Андре Мальро. Выставка состоит из пяти разделов, которые включают, помимо прочего, фотографии, плакаты и другой материал, обеспечивающий погружение зрителя в контекст эпохи. "Искусство Европы 1945-1968" подробно рассказывает о том, как драмы середины ХХ века восприняли пионеры современного искусства - как, например, дадаист Ханс Рихтер в его коллаже "Сталинград" или Отто Дикс в его "Автопортрете". "Геометрия страха" - это высказывание Герберта Рида, подразумевающее, в первую очередь, скульптуры Генри Мура и его последователей. Здесь и участник войны, художник Вадим Сидур с его кратким, но точным высказыванием; и экспрессивный Осип Цадкин. А за ними - абстрактно-исповедальные живописец Эмиль Шумахер, венские художники-акционисты, такие как Отто Мюль и другие, в живописи, смешивающие пепел и кровь. Последствия войны по-своему показывали и немецкие, и чешские, и словацкие, и, главным образом, польские художники - все они представлены на нынешней выставке. Кроме того, очень интересным явлением выступает демонстрация послевоенного искусства чешских и венгерских модернистов (неокинетистов, поп-артистов конкретистов), которым удавалось работать под "зонтиком" социалистического реализма. Речь идет о периоде холодной войны и "сплоченности" стран социализма. Финальные стенды экспозиции рассказывают о новых технологиях, средствах выражения современного искусства - от немецкой группы "Zero" до отечественного художественного объединения "Движение". Кураторы проекта: Доктор Экхарт Гиллен, независимый куратор (Берлин) Профессор Петер Вайбель, председатель ZKM / Центра искусства и медиа (Карлсруэ). Данила Булатов (ГМИИ им. А.С. Пушкина). К выставке приурочен межмузейный образовательный фестиваль "Оттепель: лицом к будущему".