Войти в почту

«Приходи на меня посмотреть» как призыв будущего

Молодой сибирский художник приковал к себе любопытные взгляды в Москве. Владимир Карташов смешал целые эпохи - так же непринужденно, как смешивает краски. Живописец из глубинки, воспитанный на канонах академической школы, превратил стены Центра современного искусства «Винзавод» в настоящую монументальную фреску. Наблюдать за его работой в режиме реального времени мог любой желающий. «Приходи на меня посмотреть» - необычный проект с таким названием развернулся на площадке молодого искусства СТАРТ. «Эта выставка процессуальная. Огромная монументальная роспись создана всего на месяц - потом это все уничтожится, закрасится. Можно сказать, что работа родилась на мгновение. В данном проекте художник - не субъект, а объект, то есть он сам является инсталляцией. На протяжении всего процесса, начиная от контуров заканчивая последними мазками, я находился в галерее, и зритель мог приходить и смотреть на мою работу», - рассказал Владимир Карташов. Глядя на тонкие бледные руки 20-летнего юноши со светлыми глазами, как будто самого сошедшего с полотен мастеров-славянистов, трудно поверить, что он в одиночку создал этот огромный эклектичный мир, где античность, классицизм XVIII века, советская масс-культура и футуризм, словно вросшие друг в друга, становятся единым целым. Разрывая тесные рамки формы, «Приходи на меня посмотреть» уже звучит как призыв будущего, адресованный современному поколению. Все смешалось на «Винзаводе»… Шнурованные кеды а-ля next, выглядывающие из-под бального платья прекрасной дамы, космические шлемы, нахлобученные на кентавров, стада диких жирафов, разгуливающих в пролетах советских многоэтажек - кажется, ничто не в силах остановить ход времени, упорно прорывающегося сквозь массивный пласт исторического наследия. «Я не отталкиваюсь от какой-то определенной концепции, а ориентируюсь на те визуальные образы, которые мне нравятся, и их компоновку. Зритель находит в изображениях что-то свое и впечатление формируется самостоятельно. Почему такие странные образы? Дело в том, что у современного поколения постмодернистское мышление. Даже когда смотришь телевизор - там много каналов, везде разная информация. Все это наслаивается друг на друга, перетекает одно в другое, поэтому нет ничего удивительного в том, что на моей фреске нарисована, например, женщина в кокошнике и старом платье на фоне планово застроенных «хрущевок» - все, как в наши дни», - поясняет Владимир Карташов. «Это смешение стиля тотальной живописи и салонного стрит-арта, путешествие по мотивам революционного латиноамериканского искусства; микс из подсознательного влияния и традиций монументальной живописи XX-XXI веков начиная Диего Риверой и заканчивая Swoon», - так описывает выставку куратор проекта СТАРТ Кирилл Преображенский. Чем внимательнее рассматриваешь созданные художником причудливые силуэты, тем плотнее нагромождаются детали. Зрителя, неторопливо идущего вдоль галереи под медитативную мелодию, где архаичный рев древних животных перемежается с гулом электропроводов, в какой-то момент внезапно настигают пугающие лики завтрашнего дня - как предчувствие чего-то неизвестного, затаившегося впереди. И чем дальше - тем сильнее тревога. Мужчина со связанными руками, который как марионетка болтается на нитках проводов, нисходящих из красного грозового облака, безголовый рыцарь с опущенными плечами, застывший ужас во взгляде олененка - все подчеркивает беспомощность перед лицом грядущего, прячущего свое лицо за виртуальными очками-масками. Апофеозом этого визуального путешествия становится замок, опоясанный колючей проволокой - то ли сказочный с изумрудной крышей, то ли из леденящих кровь кошмаров. Окна в нем заколочены, что только подчеркивает недостижимость познания будущего и его неизбежность - идти в это место не хочется, но все дороги ведут к нему. «Даже для художника загадка, о чем он думает во время работы. Это вечный вопрос, на который нет ответа. Мне нравится, что на стенах появляются мои идеи, образы», - делится тайнами творческого процесса живописец. Неудивительно, что выставка «Приходи на меня посмотреть» стала лидером по посещаемости. «Сколько бы ни было инноваций, люди приходят повзаимодействовать с выставкой. Для них это своеобразный аттракцион - все равно как покататься на карусели. Здесь живопись, которую нужно воспринимать. Ведь для большинства это закрытый мир», - отмечает Владимир Карташов. Трансцендентные образы, выплывающие из-под кисти художника, не могут дать ответа на вопрос, какие именно метаморфозы ждут современный мир в целом и искусство в частности. Однако что касается живописи, то проследить тенденции можно уже сейчас, отмечает Карташов. Так, по его словам, будущее изобразительного искусства - за синтезом росписи, граффити и IT-программирования. Итог этой масштабной работы зрители смогут увидеть 2 марта. Выставка завершится неожиданным перформансом. Кто такой живописец сегодня и есть ли для него место в современном арт-мире? На эти вопросы Владимир Карташов лично ответит присутствующим. Татьяна Бузятова