В Москве впервые выступил контратенор Франко Фаджоли. Концерт аргентинского гостя доказал, что контратенора (мужчины, поющие фальцетом) могут также сводить публику с ума, как и их исторические предшественники — певцы-кастраты. Традиционно контратенора опираются на старинный репертуар, что вполне понятно: время расцвета искусства кастратов — XVIII век. Но Фаджоли привез в Москву программу, целиком составленную из музыки более позднего периода. Исполненные им арии из опер Джоаккино Россини «Деметрий и Полибий», «Дева озера», «Танкред» и «Семирамида» создавались для меццо-сопрано, хотя сами персонажи — мужчины. Получилась пикантная игра с гендерными ролями и несовпадением визуального и звукового образов. Впрочем, даже закрыв глаза, вокал Фаджоли не спутаешь с женским пением. Звук достаточно сильный и объемный, но лишенный специфической чувственности. И это — главная прелесть его тембра, вполне подходящего и для принцев, и для военачальников. Другое преимущество певца — огромный диапазон и виртуозная техника. Пассажи и скачки, сложные для вокалистов, поющих в естественной тесситуре, контратенорам тяжелы вдвойне. Поэтому головокружительные фиоритуры Фаджоли неизбежно слушаются с замиранием сердца и воспринимаются как цирковой трюк. Вероятно, именно адреналин вкупе с восторгом созерцания блестящего обмана человеческой природы так возбуждают публику. Фаджоли еще не начал петь, а зал уже неистовствовал. Крики «Браво!» после каждой арии заставляли певца снова и снова выходить на поклоны. Щеголеватый аргентинец с благодарностью принимал любовь московских поклонников и в ответ порадовал их не только двумя бисами, но и автограф-сессией. Как тут не вспомнить привычное сравнение кастратов XVIII века с нынешними рок-звездами! Впрочем, он оказался не единственным объектом восторгов в этот вечер. Конкуренцию западному гостю составил наш дирижер Максим Емельянычев, под управлением которого камерный коллектив Musica Viva звучал изысканно и эффектно. Выпускник Московской консерватории, уже известный на Западе как интерпретатор старинной музыки, с видимым удовольствием извлекал из оркестровой массы очаровательные нюансы и подчеркивал контрасты, традиционно «забалтываемые» в популярных увертюрах к «Итальянке в Алжире» и «Севильскому цирюльнику». Некоторая доля пижонства и самолюбования только придавала шарма дирижеру, по-россиниевски позитивному и легкомысленному. Помимо вокальных номеров и двух увертюр на концерте были исполнены Серенада для маленького ансамбля и Интродукция, тема и вариации для кларнета (солист — Валентин Урюпин). Все — Россини. И это как раз тот случай, когда инструментальные «прослойки» не воспринимались вынужденными паузами между оперными эпизодами. В конечном итоге главным героем этого мероприятия оказался даже не Фаджоли, а великий итальянец, музыка которого прекрасна в любых исполнительских интерпретациях.