Дополненная реальность расскажет о музейных экспонатах с вековой историей

МОСКВА, 1 марта. Министерство культуры и портал Культура.РФ готовит к запуску платформу дополненной реальности для российских музеев. Советник министра культуры РФ Вадим Ваньков, курирующий вопросы внедрения и развития информационных технологий в сфере культуры, рассказал в интервью ТАСС, как новое приложение сделает искусство доступнее. - Мобильное приложение "Искусство реставрации", основанное на технологии дополненной реальности, было презентовано Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени И.Э. Грабаря при поддержке Министерства культуры ровно год назад. Что изменилось за этот год? - Межмузейная платформа дополненной реальности, которая на данный момент находится в разработке, базируется именно на этом приложении. Если коротко - "Искусство реставрации" позволяет при помощи смартфона или планшета проследить за изменениями, которые произошли с экспонатом. Посетитель открывает приложение, наводит камеру смартфона на объект или на постер и в режиме дополненной реальности может сравнить внешний вид произведения искусства до и после реставрации. Просто приближая гаджет, можно в деталях рассмотреть повреждения, которые были получены в результате многовекового воздействия времени или катаклизмов. 2016 год был периодом экспериментов, когда разрабатывались разные форматы использования приложения. Например, помимо музейных проектов, в сентябре в парке "Сокольники" открылась фотовыставка, с одноименным названием. Для уличных проектов используются не оригинальные произведения искусства, а фотопостеры. Такие выставки - вне стен музея - помогают расширить аудиторию, привлекая внимание прохожих, а интуитивно понятное приложение не вызывает сложностей в использовании. - Почему возникла идея расширения существующего приложения до межмузейной платформы? - Многие учреждения культуры заинтересованы в использовании новых технологий, но у них для этого пока недостаточно опыта, ресурсов и финансирования. Мы хотим предоставить всем российским музеям универсальный и доступный инструмент для коммуникации с аудиторией. После нескольких выставочных экспериментов в Москве приложение презентовали в регионах. В Вятском областном художественном музее имени А.М. и В.М. Васнецовых были апробированы сразу два формата работы: уже привычная фотоэкспозиция, а также выставка произведений древнерусского искусства. Проект предполагал дальнейшее развитие, и по прошествии времени (особенно после работы в регионах), стало понятно, что приложение станет востребовано не только в тематике реставрации, но и как способ рассказать больше о самих предметах искусства. Региональные музеи оснащены необходимыми средствами для использования продукта, единственное, что требуется от музея - желание создавать интересный и качественный контент. - Многие музеи сейчас выпускают собственные мобильные приложения. Каковы, на ваш взгляд, преимущества приложения "Искусство реставрации" и будущей межмузейной платформы дополненной реальности? - Сегодня музеи конкурируют в борьбе за внимание зрителей не только между собой: аудитории нужна веская причина, чтобы предпочесть посещение учреждений культуры другим видам досуга. Дополненная реальность дает новые преимущества: посетители могут не просто узнать что-то о произведениях искусства - они переживают совершенно новый опыт взаимодействия с привычными музейными предметами. Для музея это шанс заинтересовать новую, немузейную аудиторию. И если у миллениалов (поколение родившихся после 1981 года - прим.ТАСС) все-таки есть устойчивая привычка ходить в музей, то "поколение Z" (поколение родившихся после 2000 года - прим.ТАСС) нужно увлекать и вовлекать. Не стоит забывать, что музейная отрасль очень консервативна - не все учреждения культуры понимают необходимость диалога с молодой аудиторией на их собственном языке. Именно поэтому мы разрабатываем инструмент, который применим не к конкретной экспозиции в нескольких прогрессивных музеях, а масштабируем. - То есть это платформа, для которой учреждения при желании сами готовят контент? - Да, совершенно верно. Сейчас приложение работает в двух основных форматах: на реставрационных фотовыставках в музейных залах и в открытых городских пространствах, а также в музейной экспозиции. Последний вариант наиболее сложен с технической точки зрения (условия экспонирования во всех музеях разные, определенные проблемы возникают в связи со спецификой освещения, поверхность старинных произведений искусства не бывает идеально ровной), но он производит наибольшее впечатление: зритель наводит камеру на картину и сразу видит интересующую его информацию на экране своего мобильного устройства. Формат фотовыставок позволяет публике увидеть редкие экспонаты, которые обычно хранятся в музейных фондах и экспонируются крайне редко: произведения графики, изделия из текстиля, археологические объекты. После доработки приложения до межмузейной платформы, учреждения культуры получат простой и гибкий инструмент для создания собственного контента дополненной реальности. Также в новой версии приложения появится ряд дополнительных функций: появится возможность стилизовать выставки, используя элементы фирменного стиля; редакция платформы будет рекомендовать наиболее интересные и качественные выставки с точки зрения контента; появится определение ближайших к пользователю выставок с дополненной реальностью на основе геопозиции, а для иностранных гостей контент может быть доступен на несколько языках. Развитием музейной платформы займется портал "Культура РФ", который уже объединил в себе более 200 виртуальных музеев, а также выпустил приложения в 3D (проект "Оружие героев") и VR (Виртуальный музей архитектуры и VR-туры по Музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).