«Рождаем прекрасное». Как работает театральная студия для особенных детей?
На данный момент прошло уже 6 занятий, на которых с особенными детьми работают режиссёры и актёры театра. О том, как это проходит, мы поговорили с одним из преподавателей студии, актёром Драмтеатра Михаилом КУЗЬМИНЫМ. «Они рвутся в бой» - Михаил, откуда появилась идея создать театральную студию для детей с инвалидностью? Чем вы с ними занимаетесь и как находите подход? - Два года назад Инна Соловьёва, руководитель организации «Время добра», связалась с нашим театром, и так, общими усилиями, состоялся спектакль «Волшебник Изумрудного города», который поставил наш режиссёр Анастас Кичик. Часть персонажей в постановке играли дети из реабилитационного Центра. А после этого спектакля и возникла идея создать театральную студию, где занимались бы такие дети. В прошлом году мы начали её продумывать, а в этом студия уже окончательно оформилась. Мы дали объявление о наборе, к нам начали записываться детишки - всего сейчас в группе 13 человек. Не все те, кто играл в «Волшебнике», здесь занимаются, пришли и новые. Самому старшему в марте исполнится 18, а самому младшему - 11. Дети у нас совершенно разные. Есть «хрустальный мальчик» (так называют больных остеогенезом. - Ред.), две девочки с синдромом Дауна, есть те, у кого очень быстро растут кости - все с какими-то физическими особенностями. В основном мы пока занимаемся общими упражнениями, но индивидуальный подход, естественно, есть, потому что, например, с кем-то нельзя говорить жёстко, кто-то воспринимает всё всерьёз, и нужно занятие переводить в игру и разговаривать с ними, интересоваться, всё ли в порядке. А так - это такие же люди, как и все. Естественно, они, как и все дети, неусидчивы, поэтому их нужно сосредоточить, завладеть их вниманием. Начали мы с разработки актёрского аппарата: концентрирование внимания, воображения - это те основы, которые уже создают базу для дальнейших упражнений по актёрскому мастерству. Идёт подготовка к внутренней гибкости, чтобы на сцене они могли прощать, извиняться, любить. Чтобы всё было здесь по-настоящему, по-честному, а не было просто кривлянием. Сейчас идёт скорее подготовка к репетициям, но всё получается, всё замечательно. Поначалу ребята были более закрытые, а сейчас рвутся в бой, выполняют все задания, им это интересно. Приходят и родители, занимаются вместе с нами, иногда что-то подсказывают - и это очень хорошо, когда родители участвуют в жизни таких детей. Это всегда ценно и заслуживает уважения, когда взрослые всецело посвящают себя ребёнку, возможно, пожертвовав собой. - Вы обсуждаете на репетициях «Маленького принца» Экзюпери. Почему вы хотите поставить именно это произведение? - На самом деле мы пока ещё не знаем, будет ли поставлен именно этот спектакль. Почему эта книга? Это в первую очередь очень исповедальная история про внутреннюю красоту ребёнка, про одиночество, про ребёнка, которого нельзя забывать. А дети, и особенно такие дети, которые к нам приходят, они живут не в самом лучшем мире, как мне кажется. И пока они живут в ярких красках, хорошо относятся к жизни, радуются ей, наверное, даже больше, чем все. И «Принц» выбран в том числе для того, чтобы они не забывали об этом, чтобы продолжали радоваться и жить так же. Хотим выступить с ним на камерной сцене театрального фестиваля в театре им. Ленсовета в Петербурге. А в Архангельске планируем продолжение «Волшебника», большой спектакль. Будут, наверное, привлекаться и актёры нашего театра, и из молодёжной студии. Хороший и плохой спектакли - Сейчас много говорят об инклюзивном образовании. Могут ли занятия театром быть общими и для обычных детей, и для детей с особенностями? - Естественно, я не думаю, что их нужно обособлять от общества. Например, в «Волшебнике Изумрудного города» никакого разделения не было. Единственное - ребятам из реабилитационного Центра нужно было соблюдать режим, нужно было отдыхать, посещать свои процедуры. В остальном же они работали наравне со всеми, играли, разговаривали... - Были ли в истории знаменитые артисты с ограниченными возможностями? Возможно ли, что ваши подопечные тоже станут известными? - Есть замечательный французский актёр Жамель Деббуз, у которого только одна действующая рука, не знаю, правда, с рождения это у него или нет. Но в любом случае, актёром ведь становятся, выучившись в институте, есть такое понятие, как профпригодность. Я не думаю, что те дети, которые занимаются у нас, будут актёрами. Но мы ведь не даём им профессию, мы развиваем их воображение, занимаемся с ними сотворчеством, и в итоге рождаем вместе что-то прекрасное. Конечно, если кто-то захочет серьёзно заниматься этим дальше, то мы только поддержим, и если у него получится - мы будем счастливы. - Драмтеатр в последнее время стал более популярным и модным. Что нужно делать, чтобы театральное дело в Архангельске продолжало жить? - У нас выход только один - мы должны делать хорошие, качественные спектакли. Заслуживать уважение зрителя мы можем только этим. В последний год у нас сменился руководящий и рекламный составы, нас стали больше обсуждать в соцсетях, - я вижу эти изменения, и в сравнении с тем, что было полтора года назад, зрителей стало больше. Да, театр стал более модный, обсуждаемый. Среди актёров появляются новые лица, что тоже радует. Каждый актёр хочет изменить мир, и получится ли это - зависит от него. Признание желанно, но приходит только к лучшим. В искусстве ведь достаточно субъективное мнение о каждом. Спектакль может кому-то нравиться, а кому-то - нет, так же как и актёр. Мерило спектакля - это насколько широко он обсуждается, если молчат - значит, он неинтересный, а если есть противоречивые мнения о нём - это уже хорошо. Михаил Николаевич Кузьмин, 27 лет, родился в Емецке. Окончил архангельский Колледж культуры и искусства, учился в Ярославском театральном институте. Работает в Архангельском театре драмы им. М.В.Ломоносова с 2009 года. Не женат.