Райский хор. Беременные поют народные песни

Дети слышат все! Даже крошечный малыш в животике у мамы уже в полтора месяца четко различает, в каком состоянии пришел папа с корпоратива. В возрасте четырех-пяти месяцев он способен по тону голоса определить, что Вовка, его старший, уже родившийся брат, врет, что он учил уроки, а на самом деле играл с котенком в стрелялки. В том, что это чистая правда, убедился наш специальный корреспондент Анатолий Сидоров. Для этого он перевоплотился в дирижера необычного хора.Полугодовалый пацан еще до рождения сам себе режиссер. Так по крайней мере считает Светлана Брагинская, один из самых опытных акушеров нашего города, о профессионализме которой говорят коротко: врач от бога. Она-то и отыскала меня. И пригласила в качестве дирижера-хормейстера на занятия единственного в столице хора… беременных женщин. Оказывается, пение будущих мам невероятно положительно сказывается на развитии будущих малышей! Каждый второй москвич, прослушавший в животе мамы колыбельный репертуар из 10 песен народного хора имени М. Е. Пятницкого, рождается лириком. Правда, все остальные новорожденные, как утверждают всезнающие английские ученые, склонны более к физике. Но, не отрицают британцы, все равно с лирическим уклоном. Дирижировать хором будущего — редчайшая удача и великая честь! Мною немедленно дано было согласие. Поторопился… Хор непуганых ланей Нет, в своих музыкальных способностях я не сомневался. Голос у меня, как у Дениски Кораблева (читайте «Денискины рассказы» Драгунского), хороший, то есть громкий. Пение в сельском хоре под руководством двух завклубом — Ивана Пралича (Ильича) и его брата Михаила Пралича (Ильича) — сильно закалило мои голосовые связки. Был и юношеский дирижерский опыт — на крыльце, в окружении племянниц. Разучивали мы тогда, помнится, песни из репертуара моего старшего брата под общим названием «Как по речке, речке плыли три дощечки». Опыт был кратким, можно сказать, молниеносным. Мама, услышав наше площадное пение, с помощью метлы прибила мой едва наклюнувшийся дирижерский талант. Но тяга к высокому искусству у меня осталась. Однако, готовясь к репетиции в медицинском центре, которым руководит Светлана Генриховна, я с ужасом осознал, что единственная колыбельная песня, которая мне известна, — «Таганка, зачем сгубила ты меня». Как у героя Василия Шукшина в фильме «Калина красная». Но воспитанные на такой лирике юные москвичи могут родиться или продавцами ваучеров, или министрами финансов, или, что еще опаснее для города, яростными реформаторами! Что делать? — Да успокойтесь вы! — сказала мне Ирина Гамбарова, концертмейстер хора «Московские фиалки» (так назвали этот уникальный коллектив его создатели). — Мы поем самые простые колыбельные песни, типа «Спи, моя радость, усни». Никакой распевки занятия не предполагают. Выдаем мамам листы с нотами и текстом песен и начинаем потихоньку петь. Наша задача — дать почувствовать малышам, находящимся в утробе матери, покой, тишину. Мы на занятиях хора подзаряжаем мам, как аккумуляторы, хорошим настроением, приятным расположением духа. Чтобы они, придя домой или в рабочий коллектив, смогли противостоять агрессивной среде и встречать возможные неприятности, проблемы с наименьшей нагрузкой для психики ребенка. Они у нас попоют — и создадут ребеночку уют. — Вы не хотели бы ваш хор представить на шоу «Голос»? — поинтересовался я у Гамбаровой. — С таким уникальным составом хористок вы можете прогреметь на весь свет не хуже монаха Фотия… — У нас райское пение и на русском языке, — ответила Ирина Михайловна. — Другое пение нашим деткам противопоказано. В общем, успокоила. Да ей и виднее. Все-таки Ирина Михайловна — опытнейший музыкальный руководитель, окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных, имеет большой опыт работы с детьми, пишет песни для больших и маленьких. Кстати, мама троих заядлых футболистов. Тут пришли хористки: тихонькие, плавненькие, полненькие. Расселись на цветные стульчики, оправили платьица. Встал я за дирижерский пульт, представил себя Валерием Гергиевым на подмостках доисторического театра в Пальмире и вдруг… слышу детский голос говорит строго: «Вовка, не мешай маме петь!» Думал, глюки начались от перенапряжения — все-таки семь хористок передо мной, с листочками в руках, а у меня в голове ничего, кроме «Как по речке…», не звучит. Смотрю — у ног моих копается в игрушках замечательное создание лет примерно четырех — Ксения, дочка одной из хористок. — С кем это ты разговариваешь, Ксюша? — спрашиваю. — Да Вовка, мой будущий братик, у мамки в животике балуется, — отвечает она. — Ты что, слышишь его? — удивляюсь я. — Конечно, — отвечает Ксения. — Я их всех слышу! Тут меня и осенило: вот кто поможет мне таким необычным хором руководить! Конечно, уловить состояние крошечного ребенка на столь раннем сроке развития, понять, что он чувствует и воспринимает, практически невозможно, так как он еще не дает никакой обратной реакции взрослым, оглушенным житейской какофонией, и не может сообщить маме, что ему нравится, а что — нет. Но уже в шесть недель у плода заложены основные отделы головного мозга, которые называются мозговыми пузырьками, и начинают формироваться нервные клетки. Передо мной же ребята постарше: по пять-шесть месяцев внутриутробным богатырям. Да и Ксюша их слышит. Чего ж нам не попеть хором! Мы и грянули во всю мощь: «Летят утки и два гуся». Я пою, мамашки подтягивают тоненькими голосками, Ксюша ручонками машет — дирижирует. Занятия пролетели незаметно. Хористки мои расслабились, заулыбались, а я аж вспотел от усердия и удовольствия. На прощание они пожелали мне спеть с участием их уже рожденных детей. СОВЕТЫ БУДУЩИМ МАМАМ ■ Некоторые мамы прикладывают к своим животам наушники с музыкой Моцарта. Считается, что это способствует раннему развитию интеллекта младенца и прививает ему тягу к прекрасному. ■ На 19-й неделе плод слышит звуки частотой 100–3000 Гц. Первые «ответы» на звуковые сигналы были получены на 23-й неделе. На двадцать седьмой неделе — 100–500 Гц, а на тридцать первой неделе развития — 100–3000 Гц. ■ Мелодии, с которыми ребенка познакомили до рождения, помогают новорожденного убаюкать. При проигрывании музыки, знакомой ему с еще дородовой жизни, он лучше сосет грудь. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Светлана Брагинская, акушер , гинеколог , ведущий научный сотрудник кафедры акушерства и гинекологии Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова , профессор кафедры репродуктивной хирургии и медицины МГМСУ: - Москвичи, решившие завести ребенка, должны знать, что во внутриутробном периоде ребенок проделывает огромный путь от эмбриона до человека. Он меняется каждую минуту! Все ли мы делаем для него в этот важнейший период жизни? Мама, вынашивающая ребенка и неизбежно испытывающая тревогу перед родами, также нуждается в помощи. На наших занятиях мы создаем особую атмосферу коллективизма, в которой мамы получают внимание и поддержку. Женщина поет вместе со всеми, видит, что не одна находится в интересном положении, начинает проникаться верой в то, что все при родах будет хорошо. Так оно и выходит. Тут наша статистика не дает ложную информацию. Но рано сегодня говорить о влиянии хорового пения на психологию будущих младенцев, которые слушают посредством мам колыбельные песни в нашем медцентре. Потребуется пять-десять лет наблюдений за детьми наших хористок, чтобы сделать правильные выводы. Но одно могу сказать точно уже сейчас: у всех наших мам роды проходят без каких-либо проблем и осложнений. Софина Шепилова, кандидат психологических наук, музыкант, психолог, арт-терапевт, плейбэк-практик: - Музыкотерапия — уникальная возможность создать благоприятные условия для лучшего развития малыша, особенно его центральной нервной системы. Музыка — единственный вид искусства, доступный ребенку в этот период. Композиции, грамотно подобранные нашими специалистами, своим ритмом, тембром, гармонией и другими средствами музыкальной выразительности способствуют решению этих задач. Елена Холина врач, детский эндокринолог, мать четверых детей: - Я человек не музыкальный, специальной подготовки не имею. Но музыку люблю. Когда вынашивала Лену, постоянно слушала дома классическую музыку. Но музыка Лену не увлекла. Она у нас готовится поступать в медицинский институт. Димка — заядлый каратист, но умоляет записать его… в музыкальную школу по классу скрипки. Таня, старшая дочка, поет везде и всюду. Пошла в дедушку Игоря Павловича, который прекрасно поет и ходит на занятия любительского хора. Ирина любит танцевать. Тут уж без музыки и пения никак не обойтись. Поэтому говорю твердо: пусть беременные поют.

Райский хор. Беременные поют народные песни
© Вечерняя Москва