Ещё

ГМИИ им. Пушкина представляет выставку «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» 

Фото: euromag.ru
Москва, 7 марта 2017 г. /ГМИИ имени А. С. Пушкина/. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиа ZKM (Карлсруэ) и при поддержке Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», представляет выставку «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968».
Уникальный по своей масштабности проект продолжается второй год, и за это время выставка уже показывалась последовательно в Брюсселе и Карлсруэ. Несмотря на то, что состав экспозиции каждый раз претерпевал изменения, принципиальная концептуальная позиция остается неизменной — это взгляд на послевоенное искусство и культуру Западной и Восточной Европы как на единый художественный ландшафт, созданный усилиями мастеров разных стран, к каким бы политическим лагерям они ни относились.
Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» включает в себя около 200 работ художников из России и 18 стран Западной и Восточной Европы. Экспонаты для выставки предоставлены такими музеями, галереями и художественными фондами, как: Тейт Модерн (Лондон), Национальный музей современного искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Национальная галерея Берлина, Стеделейк (Амстердам), Музей Пикассо (Париж), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Фонд «Zero» (Дюссельдорф), Фонд Бейлер (Риен / Базель), Музей современного искусства (Вена), Музей независимости (Варшава), Музей Тэнгли (Базель), Национальная галерея в Будапеште, Национальный музей в Кракове, Национальная галерея в Оломоуце (Чехия), Кунстхалле города Эмден (Германия) и другие.
Выставка охватывает почти четверть века, на которые пришлись самые крупные войны столетия, новые угрозы, исходящие от сверхмощного оружия, локальных войн, грозивших перерасти в тотальные. Это период коллизий холодной войны, разъединивших народы «железным занавесом», и тех стен, которые разделили к концу 1960-х поколения «отцов» и «детей», предъявлявших друг к другу порой завышенные этические требования.
Пять разделов выставки включают живопись, скульптуру, инсталляции, мобили, видео— и фотодокументацию перформансов, фотографии, плакаты и другие материалы, помогающие зрителю погрузиться в контекст эпохи.
Экспозиция подробно рассказывает о том, как посттравматический синдром середины ХХ века был пережит и отражен в работах пионеров современного искусства: дадаиста Ханса Рихтера (коллаж «Сталинград. Победа на Востоке»), экспрессиониста Отто Дикса ("Автопортрет"), Осипа Цадкина (статуя «Разрушенный город»), Пикассо (скульптура «Человек с ягненком»), Генри Мура ("Падший воин"); и те, кто как скульптор Вадим Сидур ("Треблинка") и живописец Элий Белютин ("1945 [Три месяца после войны]"), а также венский художник-акционист Отто Мюль, были участниками войны и в немалой степени сформировались как художники под ее влиянием.
Выставка представляет модернистские и постмодернистские направления XX века: экспрессионизм, сюрреализм, абстракцию в самом широком диапазоне — от информеля и экшн-пейнтинга до геометрии — оп-арт, кинетизм, конкретное искусство, концептуализм и новые медиа; а также и искусство реализма в его разных ипостасях: от «сдержанного» соцреализма Александра Дейнеки до экспрессивного Ренато Гуттузо и Вилли Зитте, а также приверженного классической традиции Вернера Тюбке.
Кроме того, как коллеги и соратники западных художников на выставке представлены и те, кто работал в русле современных течений в непростых условиях 1950–1960-х годов в Восточной Европе и в СССР. И если благодаря проходившим у нас экспозициям работы таких польских художников, как Тадеуш Кантор или Ежи Новосельский в той или иной мере известны отечественному зрителю, то о творчестве чешских и венгерских мастеров живописной абстракции, конкретного и кинетического искусства в нашей стране мало информации. Нынешняя выставка восполнит этот пробел показом работ Лайоша Кашшака, Ласло Лакнера, Бела Кондора, Алеша Веселы и многих других талантливых художников.
Чем ближе к нашему времени, тем становится очевиднее, насколько в одном русле шли поиски художников Запада и Востока Европы. Творчество московских кинетистов и неоконструктивистов Франциско Инфанте-Араны, Риммы Заневской, Вячеслава Колейчука нашло параллель для своих идей в работах с пространством Хайнца Мака и Отто Пине.
Несколько работ, представленных на выставке, предназначены для слепых и слабовидящих посетителей. Среди этих экспонатов — бронзовая модель памятника в концлагере Маутхаузен «О, Германия, бледная мать!» Фрица Кремера (собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина), а также тактильные макеты картин «Голубь» Пабло Пикассо, «Натюрморт. Раковина на черном мраморе» Анри Матисса и другие.
Кураторы проекта:
Доктор Экхарт Гиллен, независимый куратор (Берлин)
Профессор Петер Вайбель, председатель ZKM / Центра искусства и медиа (Карлсруэ)
Данила Булатов (ГМИИ им. А. С. Пушкина)
К выставке приурочен межмузейный образовательный фестиваль «Оттепель: лицом к будущему».
Подробнее:
http://www.arts-museum.ru/news/archive/2017/02/07_02_1/index.php Ссылка на изображения:
https://drive.google.com/drive/folders/0BzyfMVuUIFeNRDAyaFY3RlUxWGc
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео