В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина торжественно открыли выставку «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968». Об экспозиции послевоенного европейского искусства, в которую включено около 200 работ, в том числе Пикассо, Шагала и Сидура, рассказывает Михаил Швыдкой. Московская экспозиция завершает уникальный выставочный марафон, который начался год назад в Брюсселе, в Центре изящных искусств BOZAR, а затем был продолжен в Карлсруэ, в Центре искусств и медиа. Разумеется, каждый этап этого важнейшего культурного проекта по-своему уникален, но в главном он не изменяет замыслам его авторов: Поля Дюжардена, главы BOZAR, профессора Петера Вайбеля, с 1999 года возглавляющего центр в Карлсруэ, и Марины Лошак, директора Музея имени Пушкина. Они хотели показать европейское искусство, искусство Западной и Восточной Европы, как некую культурную целостность, и им это вполне удалось: 200 художественных произведений из 53 европейских музеев, искусство, представляющее поиски мастеров из 19 стран, включая СССР. В этом амбициозном выставочном проекте соединилось, казалось бы, несоединимое: абстракционисты и дадаисты, неокинетики и приверженцы поп-арта, представители социалистического и сурового реализма, неоэкспрессионисты. Все течения изобразительного искусства сопрягаются в общем пространстве и времени, которое заставляло возвращаться к трагедии Второй мировой войны, казалось, расчеловечевшей человека, столкнувшей его в бездны ада, но одновременно раскрывшей его божественную природу. Не стану использовать крылатую фразу Валентина Катаева о том, что все похоже на все, но замечу: взаимные связи определяют некую незримую зависимость художников друг от друга. Поиск, совершаемый в одно и то же историческое время в общем культурном контексте, рождает общие художественные темы при всем различии индивидуальностей и решений. Работы Пабло Пикассо и Александра Дейнеки, Фернана Леже и Ива Кляйна, Тадеуша Кантора и Герхарда Рихтера, Лучо Фонтана и Георга Базелица рождают некую взаимную рефлексию, которая подтверждает в высшей степени важную мысль: настоящее искусство рождается и живет поверх барьеров. Его развитие едино, какими бы «железными занавесами» его ни пытались разделить, в какие бы гетто ни пытались загнать. Конечно, оно чувствительно к ветрам «холодной войны», но вовсе не они определяют его развитие. Разумеется, подлинная художественная культура расцветает только на национальной почве: она во многом определяет национальную идентичность. Но нельзя забывать, что все важнейшие этапы европейской культуры в не меньшей степени определяли общность античного и христианского мира, общность европейской цивилизации, в которой Россия играет самостоятельную и важную роль. Публикация от The Pushkin Museum of Arts (@theartsmuseum) Мар 6 2017 в 11:38 PST