Сергей Лим: только вдохновение рождает шедевры
ТАЛЛИНН, 8 мар — Sputnik, Денис Пастухов. В рамках Фестиваля современной русской городской культуры "ОПѢ FEST" в Таллинне проходит выставка "Город и его художники", на которой представлены и работы Сергея Лима. Он трудится в своей квартире, в импровизированной мастерской на последнем этаже обычного многоквартирного дома, куда и пригласил журналиста Sputnik Эстония для беседы. - Сколько картин представлено на выставке, что это за работы? — Там выставлено пять моих картин, все из новых, и написаны они на мою любимую морскую тематику. Написаны маслом. Ко мне обратились организаторы с просьбой отобрать несколько работ. Я, разумеется, был не против. - Со склонностью к изобразительному искусству рождаются? Когда стало ясно, что это ваша стезя? — Стать художником было предначертано мне еще в совсем юном возрасте. У корейцев есть две важные даты — это год и 60 лет. Так вот, когда ребенку исполняется год, перед ним выкладывают всякую всячину. То, что он возьмет в руки, предвещает его дальнейшую судьбу. Например, взявший рис должен стать земледельцем. Я же схватил карандаш. - Что в большей степени — талант или труд — создает настоящего художника? — Я приверженец формулы "5% таланта и 95% труда". "Пахать" нужно каждый день, постоянно совершенствоваться. Талант, возможно, заключается в том, что уже на чистом, белоснежном холсте я, к примеру, вижу морские волны, а многие люди видят просто холст. - Правда, что вы никогда не учились изобразительному искусству? — Да, я на самом деле самоучка. Начал рисовать с детства, в школе мне особенно удавались стенгазеты — получались почти как картины. Изначально у меня не было целью стать профессиональным художником, а живопись и рисование были только хобби. Картины художника Сергея Лим Так уж сложилась жизнь, что пришлось серьезно развивать талант в этом направлении. Лишь в течение пары месяцев не так давно посещал курсы живописи в художественной школе, что позволило немного улучшить технику, понять некоторые приемы. Но я не отказался бы, конечно, от уроков какого-нибудь выдающегося живописца мирового уровня. - Почему источником вдохновения для вас стало море? Какое больше нравится рисовать — тихое или штормовое, теплое или холодное? — Я просто начал рисовать море, и мне понравилось. Предпочитаю шторм — это движение, и писать его сложнее и интереснее. Теплое или холодное? Например, на картине "Пляж" нарисовано вроде бы Карибское море. Вот накоплю денег, поеду и проверю, так ли оно на самом деле выглядит. Для таких путешествий надо работать и еще раз работать. - Ваши картины продаются в интернете. Активно ли их покупают, можно ли на этом заработать? — Собственно говоря, продажей своего искусства я сейчас и живу. За десять последних лет мной было создано примерно с тысячу картин, написанных маслом. Львиная доля из них уже реализована, так что мои работы находятся преимущественно в частных коллекциях. Покупатели есть во многих странах, в основном в России. В Эстонии, к сожалению, покупают не так часто. Цены я не завышаю — в среднем стоимость составляет 200-300 евро. Бывает, что картина продается очень быстро, не успев даже высохнуть, бывает — висит годами. А часто я и вовсе их дарю — как друзьям, так и порой малознакомым людям. - Сколько времени занимает написание одной картины? — Можно уложиться за день — за два. Портреты, которые я тоже иногда пишу, занимают больше времени. Пишу я в любом состоянии — и когда есть вдохновение, и когда его нет. Просто когда приходит вдохновение, может получиться шедевр, который потом не повторить. - Сидите ли вы с мольбертом на берегу? — Нет, это старая школа. Сейчас рисуют в основном по фотографиям — и пейзажи, и портреты. Если часами сидеть на берегу — задубеешь даже летом. Хотя к морю я прихожу часто, делаю фото и на основе собственного снимка дома рисую. Сейчас пишу маслом, для карандаша уже зрение слишком слабое. Раньше с удовольствием использовал и гуашь, а вот акварельная живопись технически очень сложна, и я не стал ее осваивать. - Среди ваших работ можно увидеть портреты Эдгара Сависаара и Эвелин Ильвес, какова история их создания и дальнейшая судьба? — Портрет Сависаара мне заказали и потом подарили его ему на день рождения. Ильвес я просто увидел на фотографии в сети, а сделанный на основе этого фото ее портрет приобрели позже, если не ошибаюсь, финны. Художник Сергей Лим В моих рисунках нет политической подоплеки, поэтому я могу нарисовать как советского маршала Жукова, так и, к примеру, безымянного солдата вермахта. Это просто люди и жизнь. Портрет японского лейтенанта Хироо Оноды, например, мне заказал приятель, настоящий фанат всего японского, и теперь этот портрет висит у него среди самурайских мечей. - Вы делаете копии Куинджи, Левитана, Айвазовского. Какой в этом смысл? — Человек ведь обычно не может позволить себе оригинал. Поэтому ко мне часто обращаются за подобными копиями. Разумеется, каждый художник привносит в любую копию что-то свое. К сожалению, не помню фамилию российского творца, под кистью которого Айвазовский, несмотря на старые суда, становится очень современным. Копируют даже творчество Сергея Лима, неоднократно с этим встречался: ведь мои работы доступны, на всеобщем обозрении. - Близко ли вам современное эстонское искусство? — Много чего из современного эстонского искусства я не понимаю, хотя многое и по душе. Я же работаю почти исключительно в стиле реализма и являюсь большим поклонником упомянутого уже Куинджи, да и русской живописи 19-го века в целом.