Догнать «Грузинский авангард»

Считанные дни остались у москвичей, чтобы успеть посетить выставку «Грузинский авангард: 1900–1930-е» в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Несмотря на то, что работы Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и других художников выставляются на Волхонке с декабря, даже в будни залы экспозиции не пустуют. Двери в музей любители живописи на этот раз не выносят, хотя прийти в восторг публике есть от чего, отмечает «МИР 24». Представительная экспозиция работ знаменитых грузинских парижан - явление для Москвы не просто редкое, а уникальное. Организаторы выставки подчеркивают, что им впервые в России удалось собрать под одной крышей столь масштабную выставку работ грузинских художников первой трети ХХ века. На трех этажах Отдела личных коллекций разместились шедевры Нико Пиросманашвили (Пиросмани), Владимира (Ладо) Гудиашвили, Давида Какабадзе, Кирилла Зданевича, Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна), Елены Ахвледиани, Ираклия Гамрекели, Петрэ Оцхели и Зиги (Сигизмунда) Валишевского. В общей сложности более 200 работ. Среди них – живопись в различных жанрах – от портрета до пейзажа и жанровых сцен, графика, эскизы декораций и театральные костюмы. Все экспонаты прибыли на Волхонку из музеев и частных собраний России и Грузии. Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Пастух в бурке (на красном фоне) Безусловно, больше других коллег-современников публике известен Нико Пиросмани. Его имя на слуху, а стиль так или иначе знаком даже не большим знатокам живописи. Кроме того, именно его история несчастной любви легла в основу сюжета песни «Миллион алых роз», написанная Раймондом Паулсом на стихи Андрея Вознесенского. По легенде, грузинский художник с первого взгляда страстно влюбился во французскую актрису Маргариту де Севр. Чтобы доставить удовольствие своей музе, Пиросмани якобы продал все свое имущество и одарил заморскую актрису, как поет Алла Пугачева, «миллионом алых роз», а кроме того написал картину «Актриса Маргарита». Художник, которого уже современники считали гением и называли «грузинским Джотто», предпочитал писать на черной технической клеенке весьма аскетичной палитрой - черный, белый, синий, немного желтого или красного, причем краски он делал сам, например, из сажи или свеклы. Поклонники Пиросмани не упустят возможность ознакомиться с впервые выставленным альбомом художника-авангардиста Михаила Ле-Дантю с эскизами работ Пиросмани. Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Девочка и гусыня с гусятами. 1917 Работы Ладо Гудиашвили, кажется, что разнообразием цветов тоже не изобилуют, но это впечатление монохромности мнимое. Его «Весна» вся словно напоена зеленью, свежестью и светом, только они, без примесей и посторонний включений. Но в том-то и дело, что и одного цвета с полутонами оказывается достаточно. Так, свою просыпающуюся девушку-весну художник выписал более сотней оттенков зеленого. Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Карачохели (дворянин) с рогом вина Работы Давида Какабадзе, который работал и в реалистической, и в кубистической манере, нередко сравнивают с полотнами Василия Кандинского. Искусствоведы отмечают, что именно Какабадзе, не имевший профессионального художественного образования, одним из первых стал использовать пульверизатор для основы своих работ. В одном из залов можно посмотреть немой фильм «Соль Сванетии», в котором Какабадзе выступил как художник-постановщик, а режиссером стал Михаил Калатозов - будущий автор фильма-победителя Каннского фестиваля 1958 года «Летят журавли». Организаторы выставки «Грузинский авангард: 1900–1930-е» стремились наглядно показать, что в начале 20 века авангард в искусстве шел и развивался параллельно и в Париже, и в Москве, и в Тифлисе, являясь частью общемирового процесса. Тем более, что, например, Ладо Гудиашвили и Кирилл Зданевич учились в Париже, другие грузинские авангардисты также путешествовали по Франции и выставлялись там, напитываясь богемной атмосферой артистических кафе и знакомясь с искусством Модильяни и Леже. Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Брат и сестра Выставка в Отделе личных коллекций продлится до 12 марта. Так что, как говорится, спешите видеть. Из «побочных» эффектов посещения может наблюдаться острое желание срочно сходить грузинский ресторан или даже спешная корректировка планов на ближайший отпуск. Добавим, что идею ГМИИ словно подхватили коллеги из Музея русского импрессионизма. Там 25 марта откроется выставка «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа». Более 50 работ Мартироса Сарьяна, Вардгеса Суренянца, Егише Тадевосян и других художников продемонстрируют национальное осмысление зародившегося в Париже культурного феномена и еще раз подтвердят «безграничность» культуры.