Войти в почту

9 марта в 19:00 Александринский театр покажет "Маскарад" на сайте "РГ"

Век тому назад, в дни Февральской революции 1917 года, на сцене Александринки в первый раз показывали "Маскарад" Всеволода Мейерхольда. Дамы еще сидели в партере с оголенными плечами в бриллиантах, а на улице уже стреляли, и доехать с Петроградской стороны было невозможно: стояла полиция, революция уже началась... Но на рубеже двух эпох люди стремились в театр. "Маскарад" Мейерхольда вошел в историю не только как великое сценическое произведение, на которое зрители пробирались чуть ли не под пулями. Не по художественным подсчетам: это был самый дорогой спектакль русского театра. А по историческим последствиям ему суждено было выйти за рамки театрального события и стать художественным отражением трагического слома эпох российской истории. Сто лет спустя Александринский театр готовит к дате серию юбилейных программ в Санкт-Петербурге и городах России. Еще шире их география станет благодаря трансляции "РГ" спектакля Валерия Фокина с реконструкцией отдельных сцен знаменитой мейерхольдовской постановки и фильма о спектакле доктора искусствоведения, ректора СПГАТИ Александра Чепурова "По следам Маскарада". Перед этими событиями в помощь небольшой путеводитель по столетнему "Маскараду" и его тайнам. Уроки Мейерхольда Изначально это было похоже на художественную провокацию. Воскресить легендарный мейерхольдовский спектакль, реконструировать отдельные сцены, дать им новую современную жизнь... Надеть костюмы, сшитые по эскизам Головина, воссоздать фрагменты великолепия старых декораций и подчеркнуть весь их блеск новой сценографией художника Семена Пастуха. Заговорить нараспев в прежних манерах императорского театра. Поймать верную мелодию интонирования и сложить из нее какофонию современного маскарада, из легендарного события прошлого, превратившегося сегодня в глобальное обстоятельство будущего. От которого никакие сильнодействующие яды не избавляют, и маски не спасают... ...Создать не просто тень великого спектакля, а представить его во всем его блеске Валерию Фокину удалось. В его "Маскараде" сошлись безупречность балета, изящество лучших образцов живописи и весь драматизм мейерхольдовского шедевра. Кажется, что режиссер каким-то магическим образом нашел один из предметов-символов, сопровождавших этот спектакль. Одним из них был бриллиантовый перстень Юрьева с монограммой Николая II, без которого актер не выходил на сцену. Где сейчас этот перстень находится - никто не знает. (По легенде, Юрьева с этим перстнем и похоронили.) Но сияние от него дошло и до наших дней, "Воспоминания будущего" производят поистине грандиозное впечатление. Спектр эмоций - будто ты посетил алмазный фонд, по дороге заглянул в Русский музей, подержал на ладони редкую бабочку, и, возвысившись, сам встал на котурны высокого искусства, современному театру практически неподвластные. На общем фоне прет-а-порте, эта постановка - от кутюр. Стиль высокой театральной моды... Попасть в него, отправившись по следам императорского "Маскарада" Александринки, можно и виртуально. Александр Чепуров - ректор Петербургской академии театрального искусства, подготовил не менее роскошное, чем сам спектакль видеопутешествие по спектаклю. Виртуальные тайны Александринского театра начинаются... в Русском музее. Где внимательный зритель сначала узнает, как "Гибель Помпеи" Брюллова (1833 г.) повлияла на "Маскарад" Лермонтова, написанный двумя годами позже - в 1835, какие ощущения времени, запечатленные в живописи, перешли сначала в литературу, а затем и на сцену. Истоки "Маскарада" обнаружатся и на петербуржских улицах. Где можно будет узнать, как неразрешимый конфликт между миром и толпой, между внутренней возвышенной поэзией и людской прозой перекликаются со спинками стульев гостей на балу: оказывается, со времен Мейерхольда противостояние светского антуража и внутреннего лирического мира человека разграничивали спинками стульев, выстроенными как решетки ограды Невы. И с помощью таких некованых деревянных "решеток" в спектакле разграничивали внутренний интимный мир от внешнего ада. Виртуальные возможности знакомят и с именной мебелью, - вопросов больше не останется, почему ширмы мейерхольдовских времен называли "дьявольскими глазами", безобидные лавочки - банкетками над пропастью, удобные кресла - креслами-раковинами, а некоторые стулья несли такой эротический подтекст, что удержаться и не впасть в грех было просто дьявольским искушением... Почувствовать стиль, понять, в чем хитрость ритмической структуры "Маскарада", прикоснуться к нескольким десяткам из сотен эскизов Головина, попробовать повторить рисунок легкого порхания дам на балу, - это лишь немногое, что сегодня стало доступно. Можно подержать в руках третий том из полного собрания сочинений Лермонтова, в котором Юрьев делал пометки на полях. Насладиться природой декламации прошлого века, оценить всю силу воздействия голосовых актерских модуляций и музыкальной партитуры спектакля. Разобраться, наконец, кто кого больше не понимал - мир Арбенина, или Арбенин сам себя? И за чьи все же грехи поплатилась жизнью Нина? В конце концов, стоит раз и навсегда решить, как тема отравленного идеала перекликается с вечным лейтмотивом гордыни, от которой все беды. И обнаружить художественные смыслы, оставленные нам в наследство... Потом будет приятно взять и вспомнить будущее. Или однажды все забыть и помечтать о собственном прошлом. Как элегантны там были чувства, музыкальны голоса, движения несуетны, а поступки категоричны. Хотя последнее, лучше бы не надо продолжать вспоминать... Чтобы открыть сей ларец с самыми большими жизненными драгоценностями - своими впечатлениями и воспоминаниями - лучше всего отправиться в Александринский театр 2017 года, чтобы попасть сегодня в Петербург 1917-го. Или порадоваться, что в наши дни, в отличие от мейерхольдовских, интернет уже изобрели. Хроника Премьера "Маскарада" Мейерхольда состоялась в 1917 году. В последний раз мейерхольдовский спектакль прошел 2 июля 1941 года. Все это время он игрался в одних и тех же декорациях - они не переделывались, только ремонтировались. Это происходило и во время возобновлений. Известны четыре редакции мейерхольдовского спектакля: 1917,1926, 1933 и 1938 годов. Постановка Валерия Фокина 2014 года, при всей ее исторической достоверности, не стала пятой редакцией - это совершенно новый спектакль по мотивам "Маскарада". Поэтому и название позволили себе изменить - на "Воспоминания будущего".

9 марта в 19:00 Александринский театр покажет "Маскарад" на сайте "РГ"
© Российская Газета