Истории женских портретов расскажут в музее Нижнего Тагила

В портретах женщин чаще всего заключена какая-то загадка, непостижимая тайна. Не важно – крестьянка она или императрица, юная девушка или зрелая женщина – женский портрет наполнен непостижимым волшебством. Две истории о двух женских портретах написанных неизвестными художниками из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
Портрет Великой княгини Елены Павловны 1830-е
Определить героиню небольшого произведения, поступившего среди первых 44 работ в коллекцию музея в 1944 году, долгое время было невозможно. Первое предположение о том, кто мог быть изображен на портрете, выдвинула в 2003 году научный сотрудник , хранитель британской живописи Елизавета Ренне, «узнавшая» в изображенной на портрете женщине Великую княгиню Елену Павловну. Среди многих портретов Великой княгини было и произведение, написанное известным портретистом и историческим живописцем , местонахождение которого сегодня неизвестно, но который экспонировался в 1836 году в Санкт-Петербургской Академии художеств на осенней выставке. Сохранились описания реакции публики на портрет, которая « при положительной оценке портрета августейшей особы отметила в нем присутствие анатомических ошибок ». Возможно, копийный портрет из музея выполнен неизвестным художником именно с этого образца.
Урожденная принцесса Вюртенбергская Фредерика-Шарлотта-Мария (1806-1873) приехала в Россию в качестве невесты Великого князя Михаила Павловича и стала одной из самых заметных фигур императорской фамилии. Сподвижница и вдохновительница императора Александра II в деле реформ 1861 года, она сыграла решающую роль во многих исторически судьбоносных и важных делах России, способствуя развитию науки, искусства, музыки, медицины, филологических и естественно-научных исследований. Именно она стала главным аранжировщиком интерьеров Михайловского дворца, « дала деньги Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу» и снятие с нее фотографии, что тогда было очень дорого». Часто проводила в Михайловском дворце музыкальные вечера, что « способствовало организации Русского Музыкального общества и его органа – консерватории », первым выпускником которой стал . Хлопотала об учреждении медали, которая выдавалась бы за лучшие сочинения о хозяйстве России, финансировала издание пятитомного труда по истории тюркских наречий академика Радлова. Управляя с двадцати лет Повивальным и Медицинскими институтами, она организовала детские приюты и основала Кресто-Воздвижескую общину сестер милосердия, ставшую, по сути, первым Обществом в мире. Деяния великой княгини Елены Павловны для пользы России можно перечислять долго.
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I первая половина XIX века.
Художник, написавший копию с портрета императрицы Елизаветы Алексеевны, видимо в первой трети XIX века, явно был мастером высокого уровня. Где неизвестный автор мог видеть оригинал английского художника Джорджа Доу — неизвестно.
«Императрицу Елизавету Алексеевну писали часто. Данный тип портрета – с чуть склоненной к левому плечу головой на фоне ландшафтного пейзажа, художник Джордж Доу разработал в 1824 году, по крайней мере в ряде источниках указывается, что портрет мог быть написан не позднее 1 января 1825 года. Существует несколько вариантов: поясные — в черном бархатном платье и черной же шляпе со страусиными перьями или же в винно-бардовом платье и таком же по тону бархатном головном уборе с перьями и богатой бриллиантовой диадеме с розовым бриллиантом в середине; в рост – на фоне царскосельского парка в вино-бордовом открытом или синем закрытом платье и соответствующей по тону шляпе. Впоследствии появилось много копий и даже вариаций (Басин «Портрет Елизаветы Алексеевны в трауре»). Многие детали все же остались неизменными – тип платья, украшений, позы, перекинутой через левую руку желто-охристой шали, пейзаж, который несколько варьировался» — рассказывает Елена Ильина, искусствовед, заместитель директора по науке НТМИИ.
Будущая императрица Елизавета Алексеевна родилась 13 января 1779 года в семье маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига в Карлсруе и была названа Луизой-Марией-Августой. Ей не было 14 лет, когда на нее пал выбор императрицы Екатерины II Великой, подыскивающей невесту любимому внуку Александру и в сентябре 1793 года она стала Великой княгиней. В обществе их считали двумя ангелами, а Г.Р. Державин в оде на свадьбу назвал Амуром и Психеей, настолько прекрасны были молодые супруги. Она была хорошо образована, увлекалась географией, философией, историей, любила чтение. Супружеская жизнь ее не сложилась и лишь на склоне лет, когда после 1814 года Император стал быстро терять популярность в обществе, произошло их новое сближение. Своего супруга Императора Александра Павловича Благословенного она пережила всего на несколько месяцев и скончалась 4 мая 1826 года в городе Белеве, недалеко от Калуги.
Больше удивительных историй о женских портретах можно узнать в Нижнетагильском музее изобразительных искусств (Нижний Тагил, Свердловская область) сегодня, 11 марта, на экскурсии «Истории женских портретов в зале Русского искусства».
18+