«Радикалы» от искусства

Часто сейчас можно услышать фразу «искусство должно шокировать». И правда, все чаще художники выбирают такой жанр современного искусства, как перформанс. В последнее время перформанс чаще всего - это что-то радикальное. Последний яркий пример - работа француза Абраама Пуэншеваля. Он просидел неделю внутри каменного блока. «Склеп» расположили в Музее современного искусства в Париже. Посетители могли наблюдать за художником с помощью инфракрасной камеры. И вот Пуэншеваль вышел из заточения, а эксперимент показали во всех мировых СМИ. Стоит ли минута славы потерянного здоровья?Ответ на этот вопрос искала корреспондент «МИР 24» Екатерина Рогальская. Неделя внутри скалы - такого, кажется, еще никто не делал. Француз Абраам Пуэншеваль к эксперименту, конечно, подготовился. Внутри камня сделали отверствие по фигуре, постелили коврик, сложили запас еды. В меню «затворника» - супы, пюре и сушеное мясо. И вот настал ответственный момент: две части известняка по команде сомкнулись. Внутри скалы установили камеру. Посетители музея могли понаблюдать за художником и даже пообщаться с ним. Они пели, читали ему стихи. И никаких ЧП за эту неделю вроде бы и не было. Выход на свободу - под громкие аплодисменты. Художника тут же подхватили под руки - без посторонней помощи он передвигаться не мог. «Временами очень сильно кружилась голова, как будто мир переворачивается. И это здорово, потому что все равно испытываешь удовольствие, это подарок. Но нужно сохранять голову на плечах», - рассказал он. По словам Абраама, сложное испытание он перенес, чтобы исследовать течение времени. Однако не все зрители поняли, при чем здесь искусство. «Люди рискуют своей жизнью ради вот таких вот вещей? Если они считают, что это искусство, пускай», - говорит посетительница музея Пэт Гармонт. «Конечно, это искусство. Мы сейчас находимся в музее, здесь есть публика, и художник общается с нами. Я испытываю такие же чувства, как если бы я смотрела на произведения Микеланджело», - рассказала вместе с тем другая посетительница Мария Пизелли. Российский художник Андрей Бартенев перформанс французского автора не оценил. По его словам, настоящее искусство и комфорт несовместимы. «Он сделал так, что теперь возможно путешествие внутри произведения искусства. И если говорить про меня, то мне по форме нравится его распиленный псевдокамень. Но если вы обратите внимание, он одет, у него там какое-то седалище. Во эти все нюансы и вот эта камера, и это галерейное пространство - опять пахнет нудностью», - заявил он. Все жанры хороши, кроме скучного. Эта фраза в первую очередь подходит художникам-перформерам. Однако некоторые из них, кажется, перегибают палку. Например, соотечественница Абраама - художница Мирей Порт - в 1990-е годы пережила несколько пластических операций. Она хотела стать похожей на «Мону Лизу» Леонардо да Винчи и «Венеру» Боттичелли. И все это для того, чтобы показать, как люди теряют свою индивидуальность. Страсти по «Матильде» Почему фильм посеял смуту? Российская художница Лиза Морозова на такие крайние меры не идет. Она считает, что перформанс - это подвиг во имя искусства. И снять одежду - это еще самое легкое. «Я в какой-то момент решила поработать с кровью. Я пустила себя на мыло из своих волос, ногтей, крови. Это был такой протестный перформанс. Следующим этапом стала работа со стеклом. У меня эта некая метафора, я действительно иду по стеклу, один раз я даже очень сильно порезалась», - рассказала Морозова. Все художники говорят, что они калечат тело для самопознания. Их перформансы становятся все радикальнее и страшнее. Завоевывать внимание приходится в прямом смысле потом и кровью, но только потому, что зрители все безразличнее.