Владимир Федосеев: «Зачем в мире так изгаляются над русскими операми»
...Когда прославленный мэтр Владимир Иванович Федосеев только вошел в геликоновский зал «Стравинский», куда Дмитрий Бертман созвал всех на внеплановый сбор труппы, артисты встали и минут десять аплодировали — сегодня худрук БСО им. Чайковского официально стал еще и музыкальным руководителем/главным приглашенным дирижером «Геликон-оперы». — Вот вы не поверите, бывают же такие совпадения! — обращается к труппе Бертман. — Когда-то на месте этого самого зала был просто двор, а во дворе — ресторан «Гвозди». Как-то зашел туда — и увидел Владимира Ивановича с супругой Ольгой Ивановной Доброхотовой. Давно это было. И вот тогда мысль зародилась, мечта — «а как хорошо было бы нам вместе поработать». И вот эта мечта сбылась. Так что прямо на этом самом месте всё и случилось! Основатель «Геликона», вручая Федосееву первую «партитуру» — коньяк Monnet, добавил, что Владимир Понькин (был главным дирижером с 2002 года) — чтобы кто чего не подумал — продолжает сотрудничество с театром (в частности, встанет за пульт в «Диалогах кармелиток»), в этом смысле всё в порядке, но на данный момент он имеет основную занятость в музыкальных театрах в странах Балтии. Как известно, «Геликон» плотно познакомился с Федосеевым в конце 2016 года, когда под его руководством была осуществлена постановка оперы Пуччини «Турандот». Бертман: — Наша с вами задача, чтобы Владимир Иванович занимался только творчеством, претворяя свои задумки... — В вашем театре потрясающая атмосфера, — говорит Владимир Федосеев, — я очень благодарен за приглашение, здесь я встретил Любовь к театру, встретил прекрасных певцов, которые работают ради торжества великой культуры... Здесь всё создано для того, чтобы заниматься музыкой, любить ее. Как жаль, что ваших певцов не было в Музикферайн, где я только что (6 и 7 марта) дирижировал оперой «Ундина». Но я надеюсь пригласить вас на «Ундину» в Прагу... …«Коренной» геликоновец Валерий Кирьянов стал исполняющим обязанности главного дирижера театра, про него Бертман сказал просто — «на тебя теперь падет вся чернуха» (касательно сотрудничества с Федосеевым). — В каком еще театре можно сделать столь сногсшибательную карьеру — сначала нырять в бассейн в «Милосердии Тита» (Валерий начал работу в «Геликоне» с 2002-го в качестве артиста хора, исполнял эпизодические роли, — Я.С.), а потом стать главным дирижером... и сотрудничать с Федосеевым. Фантастика! После представления труппе Владимир Федосеев ответил на вопросы «МК»: — Владимир Иванович, уже известно, на каких проектах вы остановитесь? — Вы знаете, я очень люблю оперу, но так получилось, что много опер я делал вне России: в Австрии — в Брегенце, в Италии, в Ла Скала с Кончаловским «Пиковую даму» и другие... но в России, к сожалению, обходились без меня. — Вообще здесь не ставили? — Ну, когда я только стал вылупляться как дирижер — первая моя опера была в Санкт-Петербурге «Царская невеста». В Большом театре должен был «Евгения Онегина» дирижировать, но там какая-то странная ситуация возникла, Ростропович был, так что не получилось... А вообще я очень стремлюсь к опере, опера во многом выражает мои мироощущения. Я люблю певцов, учился у певцов — это серьезная школа Лемешева, Козловского, я учился у них тому, КАК должен звучать оркестр. Оркестр должен петь! Вся моя жизнь посвящена ЗВУКУ оркестра. Чтобы один звук оркестра можно было отличить от другого, это была моя задача. Когда я руководил Венским симфоническим оркестром, звук я брал из России, и добивался очень быстро звука нашего — гомогенного. Но он исчезал очень быстро — стоило мне на неделю-другую уехать, не держался. Его приходилось все время генерировать. А в «Геликоне» мне хотелось бы поставить «Пиковую даму» (это лучшая опера, которая вообще есть в мире) и «Кармен»: певцы есть, звук оркестра есть... — А в какой период будут осуществлены постановки? — Пока неизвестно, я же сам ничего не подозревал еще недавно, честно говоря... Приступим скоро. У меня же с БСО множество гастролей — Испания, Япония... Но сюда тянет, ведь голос человеческий для меня — самый большой инструмент. — А на какой период рассчитано сотрудничество с «Геликоном»? — Лет на пять. — Вы ставили оперы на Западе — вас устраивала сценография, режиссерские решения? — Конечно, я много переживал по этому поводу. Допустим, в Брегенце почти срывался оперный спектакль, дело в том, что режиссер не понимал ничего — артисты с начала до конца в «Сусанине» пили водку. Я говорю — «Водки не было в России в то время!». «А что было?». Отвечаю: «Была брага!». Ну и так далее. Или Борис Годунов на помойке роется... режиссеры все придумывают: полное незнание истории. И, как правило, изгаляются над русскими операми! Понимаете? — Cо своими классиками они себе такого обращения не позволяют ? — Над Моцартом трудно изгаляться — сразу пригвоздят. Но возвращаясь к «Геликону»... здесь приступим к «Пиковой даме», я ее делал во многих странах, причем, с русскими певцами (хотя и не всегда). Да и в ближайшее время возьму певцов из «Геликона» на «Ундину», которой дирижирую в Праге. Для концерта в Музикферайне (тоже давали «Ундину») брал певцов из Большого, но, к сожалению, они не подтвердили своего высокого уровня. Для меня, здесь, в «Геликоне» самое главное добиться творческого контакта между оркестром и певцами. Это самое дорогое.