Среди московских арт-фестивалей у гаражного — своя специфика. Во-первых, он устроен не государственной, а частной институцией, во-вторых, концентрируется только на отечественном искусстве, и в-третьих, будет проходить, в отличие от биеннале, раз не в два, а в три года. В 40 городах (напомним, первопроходцем в региональном развитии современного искусства в России был Государственный центр современного искусства с его филиалами по всей стране — ГЦСИ, который весной скандально подчинили РОСИЗО) из 200 художников кураторы отобрали для выставки 68, большинство из которых уже хорошо известны. Информацию о всех отсмотренных авторах — по регионам и городам — будут загружать на интернет-платформу triennial.garagemca.org. Вместо общей темы у триеннального проекта — семь разделов, которые здесь именуются «директориями». Кураторы (Екатерина Иноземцева, Снежана Кръстева, Андрей Мизиано, Ильмира Болотян, Татьяна Волкова и Александра Обухова, а комиссар смотра — главный куратор «Гаража» Кейт Фаул) называют их «векторами или тенденциями, одинаковыми для всех территорий, где они побывали». Триеннале распростерлась на большей части второго «гаражного» этажа, частично сбоку от атриума на первом — и выплеснулась в Парк Горького. Первое, что вы видите, — грузную золоченую фигуру священнослужителя, показывающего кукиш и стоящего на фоне транспаранта «Здесь вам не Москва» с прошлогодней новосибирской «Монстрации» Артема Лоскутова. Скульптура — хорошо известная работа Анатолия Осмоловского, двигавшего московский акционизм в 1990-х, сделана была в 2013-м и зовется «Золотым автопортретом». На посохе — репродукция «Черного квадрата», на груди — документации перформансов с человеком-собакой Олегом Куликом, знак доллара на квадрате Малевича — акция Александра Бренера, слово из трех букв, выложенное на Красной площади группой «ЭТИ» («Экспроприация территории искусства», организатором акции был как раз Осмоловский). На митре — фото Pussy Riot. Вряд ли эти работы смогли бы сейчас появиться в государственном музейном пространстве, и «Гараж», кажется, заявляет: мы можем это показать. Тут же устраивают комнату, посвященную арт-активизму (в разделе «Искусство действия»), с фотографиями «Монстраций» Лоскутова, с феминистским искусством, «комиксами» из «Хроник сопротивления» Виктории Ломаско. Что касается Осмоловского, он, в частности, вместе с Андреем Монастырским, Павлом Аксеновым, Дмитрием Булатовым и Дмитрием Приговым представлен в директории «Мастер-фигура». Хорошо, если срез современного искусства берется широким, но возникает вопрос, почему из концептуалистов здесь оказались Пригов и Монастырский, но никого из других ветвей этого авторитетного направления? Поскольку у триеннале нет единой темы, стоит назвать ее разделы: кроме упомянутых — «Мастер-фигура» и «Искусство действия» — это еще «Авторские мифологии», «Верность месту», «Общий язык» и «Морфология улиц». (Плюс в отдельной, невыставочной, части «Локальные истории искусства» каждые две недели будут обсуждать региональные художественные сцены.) Произведения сгруппированы эффектно, вообще выставка такая, что смотреть ее легко. Здесь есть и веселая краснодарская группировка ЗИП с ироничной инсталляцией «Школа 1,5*1,5»: каждый отсек посвящен своему роду деятельности. Имеются у ЗИПов «Школа живописи и ароматерапии» (смотреть на картину предлагается — чтобы совсем уж расслабиться — одновременно вдыхая запах освежителя воздуха) или «Школа античного юмора и реализма». В античности, мол, были свои законы отражения природы, основанные на реалистичности, а в России — вспоминают художники, очевидно, и недавний скандал с фотовыставкой Джока Стерджеса — «запреты на изображение обнаженного тела часто доходят до абсурда». Так что тут предлагается изобразить с натуры «скульптуру», у которой есть лицо, первичные половые признаки для «Ж» и для «М», а руки-ноги схематично сработаны из деревянных реек. На триеннале есть Таус Махачева (которая будет участвовать — наряду с Ириной Кориной, чью инсталляцию в «Гараже» тоже показывают, но отдельно от коллективного смотра — в основном проекте 57-й Венецианской биеннале), есть Саша Пирогова (она будет одним из экспонентов павильона России в Венеции). Есть Евгений Антуфьев (участвовавший в прошлогодней «Манифесте»), Александра Сухарева (участвовавшая в проходящей раз в пять лет престижной 13-й documenta в Касселе). Много кто есть: Владимир Архипов, Дамир Муратов, Александр Повзнер, микро-арт-группа «Город Устинов», группа «Синий суп», группа «Куда бегут собаки» с «Робокадилом», отпугивающим зло, Павел Пепперштейн с «Воскрешением Пабло Пикассо», в одном флаконе с картинами, видеорассказом и текстовой частью, которая размещена разве что не на полу, и читать ее удобнее, стоя на коленях... Из менее известных — челябинский художник Николай Панафидин с необычными конструкциями вроде «Светового инерциоида»: в ряд висят шесть «потухших» лампочек, и седьмая, горящая, ударяется об остальные, придавая тот самый импульс. Панафидин — выпускник Челябинского индустриального колледжа, работавший с Вячеславом Полуниным, а сейчас сотрудничающий с кукольником Виктором Плотниковым. Неподалеку от опусов Панафидина — выгородка «Мастерская Михаила Смаглюка», тоже любопытная вещь со множеством смешных приспособлений и объектов. Смаглюк — реставратор Краснодарского историко-археологического музея-заповедника имени Фелицына. То есть эти авторы в «Гараже» появились из смежных областей, что само по себе может дать интересный результат. Только имен таких почему-то получилось весьма немного. Перечисление напоминает каталог. Триеннале тоже походит на каталог. Красиво «изданный» и без непонятностей, за которые журят современное искусство. Панораму, из которой, например, иностранные кураторы, приезжающие в Москву, могут выбрать заинтересовавшие их кусочки пазла. Или панораму, где собрано много имен, которые на российской художественной сцене принято знать. В этом смысле местоположение музея в парке Горького удобно — сюда легко добраться, здесь много народа, в том числе и отнюдь необязательно «вернисажной» публики, которая, может, и не хочет в обычное время ходить по московским биеннале и галереям, а здесь узнает нужных художников. А что до «экспериментальной» части и дальнейших поисков новых имен, будем надеяться, что к следующему триеннальному выпуску, возможно, этот момент как-то разовьется.