МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Большой театр планирует расширять оперный репертуар сложной философской музыкой в противовес "поп-операм" Чайковского и Верди. Об этом заявил генеральный директор Большого театра Владимир Урин в ходе публичной дискуссии "Опера (не) для всех" из цикла "Говорим с театром" совместного проекта Сбербанка и фестиваля "Золотая Маска". Российская Национальная театральная премия "Золотая Маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр. С 2002 года генеральным спонсором "Золотой Маски" является Сбербанк России. "Искусство не очень поддается какой-то образовательной программе. И музыка ведь очень разная по восприятию. Есть привычные слуху классические мелодии Чайковского, Верди, то, что уже стало практически поп-оперой. Существует и другая музыка, гораздо более сложная, непривычная, очень диссонирующая с нашими мелодическими привычками, философская. Большой театр делает пока очень робкие шаги, стараясь приглашать таких режиссеров, таких исполнителей и дирижеров, кто эту музыку чувствует, понимает и может сделать", - сказал Урин. По словам Урина, даже такая сложная музыка становится понятна каждому, если над постановкой работают настоящие профессионалы. "Нет ничего скучнее из жанров, чем опера, если это плохая опера, если это сделано плохо музыкально. Если это хороший театральный спектакль, когда все соединяется: музыка, человеческие голоса, актерская природа, живопись, режиссерское решение - такого эмоционального воздействия на человека мало что может оказать. Если нет, никакие образовательные программы не помогут понять оперу", - считает директор театра. Когда без оперы нельзя В свою очередь российский биолог, лингвист, семиотик и психолог Татьяна Черниговская считает, что классическая музыка и опера должны входить в обязательную программу для высокодуховного человека. "Это зависит от того, какую планку мы задаем. То есть, если мы согласны с положением на планете в роли существ, которые переваривают пищу, тогда можно и без оперы. А если у нас более серьезные взгляды на свое место в мироздании, тогда без оперы нельзя", - сказала она. Однако, по мнению Черниговской, опера - это "тренируемая вещь", и восприятие оперы сильно зависит от воспитания и образования человека. Для того, чтобы зритель понял оперу и получил истинное наслаждение от соприкосновения с искусством, необходимо работать с ним и объяснять, дать ему "образовательный золотой ключик". "Все считают что искусство - это что-то вроде десерта, что это такая не необходимая вещь. Говорят же: "Я пришла в театр отдохнуть", а это глубочайшее заблуждение, но об этом не знает никто", - заметила эксперт. Режиссер Василий Бархатов согласился с Черниговской. Он заметил, что зачастую люди, когда доходят до своего места в партере и бельэтаже, ленятся анализировать происходящее на сцене. "Они считают: я сделал все, чтобы оперный театр меня захватил. Давайте, облобызайте меня оперным искусством. Но на этом работа не заканчивается. Дальше вы должны постараться пустить этот оперный спектакль в себя", - сказал Бархатов. Для этого, по его словам, как раз и нужен "образовательный ключик", который сейчас можно получить в некоторых оперных домах, в том числе и в России, когда за полчаса до спектакля шеф-драматург рассказывает зрителям про постановку, объясняет, на чем стоит акцентировать внимание. Соблюдать баланс Часть дискуссии была также посвящена соблюдению баланса классического и современного в искусстве. Эксперты единодушно пришли к выводу, что литературное произведение и театральная постановка в любом жанре априори не могут быть одинаковыми и равнозначными. "Всякий раз любое литературное произведение, которое вы берете и переплавляете в другой жанр, будь это театральная постановка или будь это опера или балет, вы должны понимать, что это будет другое произведение, что оно взяло только тему, героев, сюжет. Это в любом случае обязательно, если вы имеете дело с талантливым режиссером, это будет другое произведение, живущее по другим законам, не по законам литературы, а по законам оперного театра. И взаимоотношения героев, их характер определяет музыкальная драматургия", - сказал директор ГАБТ Владимир Урин.