Ещё

Воронежский камерный театр выпустил «Грозу» в постановке Михаила Бычкова 

Фото: Ревизор.ru
Сегодня «Грозу» очень часто ставят в российских театрах. “ Такое время ”, объясняет Бычков, попутно вспоминая самые свежие постановки этой пьесы, будь то спектакль Андрея Могучего в БДТ, в котором композитор Александр Маноцков и художник Вера Мартынов с современных позиций обращаются к истокам отечественного театра, существовавшего до эпохи Станиславского — “ Красивый стилизованный спектакль, мистериальное действо, полностью посаженное на музыку композитора, где актеры фактически пропевают свои роли ”; или постановку Уланбека Баялиева на Новой сцене Театра им. Вахтангова — “ Романтический и немного фантастический, этот спектакль также лишен примет русского быта, одна поваленная мачта на сцене.. ”, — комментирует Бычков и признается — “ Наша «Гроза» — простая и жизненная”. На это же намекает зрителю и слоган спектакля — “ Живая и настоящая”. И вполне оправдывает себя — «Гроза» Бычкова лишена метафизики и максимально приближена к людям — их образу мыслей, поступкам, той социальной реальности, в которой они живут и которую творят сами.
Фото: Алексей Бычков
Это спектакль — wake-up call, сигнал к пробуждению зрителя, заставляющий остановиться в суете жизни и проанализировать свое настоящее — «Живу ли я в любви и согласии? Осознаю ли свою природу и помогаю ли ей раскрываться, или пребываю в бесконечном страхе и несвободе, зомбированный чужими установками, проживая не свою жизнь?» Неразбуженная природа Катерины Кабановой, порабощенной властной свекровью и жалким супругом, у которого «нет своего ума», начинает просыпаться и рваться на свободу, едва почувствовав призрачную надежду на настоящую любовь. Мятущаяся, истеричная, не осознающая себя и нереализованная в любви женская суть идет вслепую и напролом, не заботясь о хаосе, который она сеет вокруг себя. Получает ли Катерина по заслугам за то, что «проспала» все это время и использовала любовь, чтобы проснуться, или же она жертва обстоятельств, одна из немногих осмелившихся взглянуть правде в глаза и полюбить, наконец, от всего сердца?
Фото: Алексей Бычков
Образ главной героини в спектакле противоречив. Но если кто-то и засомневается, «луч» ли она «света в темном царстве», насчет того, что царство — темное, мнения зрителей разойдутся едва ли. Оно, и правда, темное, выносит свой вердикт Михаил Бычков. И дело здесь не в советском контексте, куда режиссер перенес сюжет спектакля, хотя парады и демонстрации как нельзя лучше иллюстрируют идею зомбированности умов, марширующих в такт. Царство темным делаем мы — своим убогим мышлением (или его отсутствием, как в случае с Тихоном Кабановым), фанатичной уверенностью в свою непоколебимую правду (Кабаниха), которая унижает других, невежеством, безнаказанным самодурством и консерватизмом (Дикой), бесконечными страхами… “ У вас все гроза! Северное сияние загорится — любоваться бы надобно… А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору, боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! ”, — удивляется Кулигин — пожалуй, самый адекватный по рассуждениям и поступкам персонаж, способный конкурировать с Катериной за звание «луча света в темном царстве». Любовь открытая, чувственная в этом царстве — дело постыдное, а молодые, осмеливающиеся любить, вынуждены вести двойную жизнь: по ночам они — фавны и нимфы в эротических играх, распутные бесы, источающие секс, днем — безликие существа с орудиями в руках, в жутких колпаках и мешках на головах из кошмаров Тима Бертона… “ В огне гореть будете неугасимом!”, — пророчит им сумасшедшая барыня, которая у Бычкова превратилась в засаленного прокопченного кочегара подкидывающего уголь в топку котельной башни. Какое будущее выберет себе молодежь Калинова? Вырастут, закроются в своих квартирах и станут как все «есть своих домашних поедом да семью тиранить»? “ Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели. Вот и весь секрет ”, — как не вспомнить на этих словах Кулигина о недавно отмененном уголовном наказании за первый случай домашних побоев… Или сбегут, как Варвара с Кудряшом?
Фото: Алексей Бычков Над спектаклем «Гроза» воронежского Камерного работала большая творческая группа. Сценографическое оформление придумал давний соавтор Михаила Бычкова, известный российский театральный художник, лауреат многих премий, Эмиль Капелюш (Санкт-Петербург). Центральные объекты декорации к «Грозе» — распиленный пополам троллейбус, в котором Катерина томится в своих мечтах, грезя о счастье и любви, Феклуша рассказывает о странах, “ где и царей-то нет православных ”, жители Калинова прячутся от грозы, а по ночам молодые занимаются сексом; и башня, как образ смерти и высшего суда над человеком. К живым декорациям добавлен видеоряд, созданный Алексеем Бычковым, в котором черно-белая хроника демонстраций сменяется анимацией с ночным лугом с десятками таких же башен, выпускающими дым, и постановочными натуральными съемками с «утопленной» Катериной. Костюмы персонажам «Грозы» придумал художник из Санкт-Петербурга Юрий Сучков.
Фото: Алексей Бычков
“ По актерским работам спектакль очень насыщенный и интересный ”, — комментирует актер Камерного театра, заслуженный артист России, Юрий Овчинников, исполняющий в «Грозе» роль Дикого. И с этим нельзя не согласится. Хочется отметить блестящую игру Михаила Гостева (Тихон Кабанов) и Юрия Мирошникова (Кулигин); убедительную Варвару (Яна Кузина), харизматичную Кабаниху, в роли которой в Камерном дебютировала Тамара Цыганова. Роль Катерины Кабановой замечательно исполнила Татьяна Бабенкова, номинант на «Золотую Маску-2017» за роль Сони в предыдущей постановке Михаила Бычкова — «Дядя Ваня». Ее партнером стал молодой актер Павел Ильин, выпускник Саратовской государственной консерватории имени Собинова, присоединившийся к труппе Воронежского камерного театра с этого сезона. Кроме того, в спектакле участвуют студенты курса Михаила Бычкова театрального факультета Воронежского института искусств. Фото: Алексей Бычков
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео