Инициатива доказуема
Что смотреть на Триеннале в «Гараже» В МСИ "Гараж" проходит Триеннале российского современного искусства -- более 60 художников, отобранных семью кураторами и сгруппированных в семь программ-директорий, представляют ключевые формы, направления и тенденции современного искусства в России. Одна из таких тенденций -- попытки художников компенсировать слабое институциональное развитие современного искусства в регионах. Weekend изучил программу Триеннале и выбрал из ее участников тех, кто меняет культурный ландшафт, создавая альтернативные очаги современного искусства в своих городах Краснодар Краснодарский институт современного искусства Открыт в 2011 году участниками арт-группировки ЗИП (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины). Располагавшийся поначалу в мастерской группировки ЗИП на территории Краснодарского завода измерительных приборов, КИСИ всего за год стал одной из главных культурных институций Краснодара. В Школе современного искусства на базе КИСИ работает три факультета: художественный, кураторский и критический. В 2012 году на базе КИСИ был открыт культурный центр "Типография", включающий выставочную площадку, галерею RedGift и резиденции для художников. В 2013 году выставка "Краснодар: линия на плоскости. История КИСИ" получила премию "Инновация" в номинации "Региональный проект". Что смотреть на Триеннале: «Общий язык»: группировка ЗИП (основатели) «Искусство действия»: Катрин Ненашева (персональная выставка в КИСИ, 2015) «Авторские мифологии»: "Город Устинов" (персональная выставка в КИСИ, 2012) Екатерина Иноземцева, куратор: На фоне тотального, опасного, иногда просто возмутительного отсутствия хоть какой-то инфраструктуры, связанной с современным искусством, самоорганизованные сообщества художников часто становятся градообразующими, регионообразующими и community-образующими. Группировка ЗИП была пионером этого движения. Они организовали школу КИСИ. Я недавно была в Махачкале, знакомилась с художниками в рамках исследования для Триеннале. И вот разговариваю я с молодым художником, и я вижу, что человек -- классический скульптор. И на вопрос, учился ли он где-то, он серьезно отвечает: "В КИСИ". То же было в Ставрополье Санкт-Петербург Школа вовлеченного искусства Образовательная программа, организованная в 2013 году группой "Что делать" совместно с Фондом Розы Люксембург. Ориентирована на практикующих художников и направлена на выстраивание междисциплинарных связей между различными художественными и активистскими практиками. Программа включает изучение социологии, хореографии, поэзии, истории искусств, теории драмы, медиа. Преподаватели школы -- участники группы "Что делать": художники Глюкля и Цапля, Николай Олейников, Кирилл Шувалов, Дмитрий Виленский, философ Артем Магун, поэт Александр Скидан, куратор Давид Рифф. В 2014 году работы студентов "Школы вовлеченного искусства" были показаны на выставке "Невроссия" в ЦТИ "Фабрика". В 2016 году издан сборник "Зачем становиться художником. Опыт Школы Вовлеченного Искусства Что Делать", представляющий взгляд организаторов Школы на образовательную составляющую современного искусства в России. Что смотреть на Триеннале: «Искусство действия»: Творческое объединение «Наденька» (выпускницы), «Урбанфеминизм» (Ульяна Быченкова -- студентка), «Что делать» (организаторы) «Общий язык»: Елена Слобцева (студентка) Дмитрий Виленский: Ключевой момент был, когда я пришел на какое-то важное мероприятие в Питере и увидел, что половина его участников либо студенты школы, либо выпускники Екатерина Иноземцева, куратор:Мне безумно импонируют социальный пафос и идея миссии. Они являются проводниками странного и эфемерного знания о том, как можно заниматься практиками, не связанными с производством артефактов, производством объектов. Что важно, они активно вовлекают студентов в собственные перформансы, благодаря чему эти студенты становятся заметными. Что еще важнее, школа формирует культурное поле Казань Центр современной культуры «Смена» Художественная галерея, лекторий и книжный магазин, располагающиеся на территории сенохранилища и конюшни XIX века. Центр открыт в декабре 2013 года художником, лауреатом золотой медали Европейского общества Франца Кафки Ильгизаром Хасановым. В 2015 году здесь прошли персональные выставки Кирилла Гаршина, Юрия Пальмина, Александры Паперно, Марии Полуэктовой и др. В 2016 году совместно с интернет-изданием "Инде" был организован цикл научно-популярных лекций "Теории современности", в том же году начат проект "Не-места" -- программа художественно-исследовательских резиденций, призванная способствовать арт-освоению Казани. При центре существует независимое книжное издательство, проводится фестиваль интеллектуальной литературы и региональные версии различных кинофестивалей ("Послание к человеку", Beat Film Festival и др.). Что смотреть на Триеннале: «Мастер-фигура»: Ильгизар Хасанов (организатор) «Общий язык»: Александра Паперно (персональная выставка, 2015) «Верность месту»: Кирилл Гаршин (персональная выставка, 2015) Ильгизар Хасанов: Я всегда был сторонником локальных стратегий. Местное искусство, кривое-косое, должно всегда выставляться, не Бойс и не Кунс, мы должны извлекать все свое профанное и избавляться от него. Искусство -- это же терапия. Ты не станешь чистым, но ты перестанешь быть заложником собственной истории -- станешь цивилизованным человеком то есть Воронеж Воронежский центр современного искусства Некоммерческая общественная организация, основанная в 2008 году художниками Николаем Алексеевым, Иваном Горшковым, Ильей Долговым и Арсением Жиляевым. Основная задача -- популяризация современного искусства в Воронеже и расширение местной арт-среды. В 2009 году центр представил программную выставку "Дальше действовать будем мы!", в 2010 году открыл выставочно-просветительский проект "Живой музей перформанса" и организовал практические курсы для молодых художников. В 2013 году представил выставку "Переосмысляя пространство Воронежа" -- совместную попытку художников из России, Швейцарии и Германии осмыслить постсоветские трансформации местной среды. В 2016 году в рамках Московской биеннале молодого искусства представил краткую историю воронежского современного искусства на выставке "В славном городе Воронеже" в ЦСИ "Винзавод". С 2017 года на базе ВЦСИ работает "Школа для художников" -- образовательный проект, направленный на просвещение жителей Воронежа в области современного искусства, участником которого может стать любой желающий. Что смотреть на Триеннале: «Верность месту»: Илья Долгов (организатор) Кирилл Гаршин (участник выставок), Таус Махачева (участник выставки "Дальше действовать будем мы!") «Общий язык»: Группировка ЗИП (персональная выставка, 2014), Роман Мокров (участник выставок), Иван Новиков (персональная выставка, 2015) «Авторские мифологии»: Евгений Антуфьев (участник выставки "Дальше действовать будем мы!"), Александр Повзнер (участник выставки "Дальше действовать будем мы!") Екатерина Иноземцева, куратор: Здесь есть свой круг художников, есть регулярная активность, есть выставки, это такой фокус искусства центральной полосы России. Функция подобной институции -- создание вихря информации в разряженном воздухе Новосибирск Монстрации Ежегодное первомайское шествие с абсурдными лозунгами, одна из самых известных региональных арт-инициатив, за годы своего существования превратившаяся из локальной акции во всероссийское движение. Первая монстрация, организованная арт-группой CAT (Contemporary Art Terrorism), прошла в Новосибирске 2004 году, до 2009 года проходила в составе общей первомайской колонны, пока не превзошла ее по количеству участников в несколько раз. С 2010 года проводится также в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Перми, с 2013 года -- в Ярославле, с 2014-го -- в Курске. Идейный вдохновитель и постоянный организатор -- Артем Лоскутов, лауреат премии "Инновация-2010" в номинации "Региональный проект". Что смотреть на Триеннале: «Искусство действия»: Артем Лоскутов (организатор) Артем Лоскутов: Это единственный настоящий городской праздник. Люди, которые ходят на монстрации, просто культурно переросли современную популярную повестку. Мэрия Новосибирска, правда, придумала свою монстрацию. Называется "Шествие". Позвали туда всех, объявили, что это старинные советские традиции Академгородков, обязали приходить служащих госучреждений, студентов и школьников, выдают им плакаты, помечают явку. Отзеркалили монстрацию и сделали на нее пародию Грозный Центр современного искусства Первый и пока единственный Центр современного искусства в Чечне открыла в 2011 году в Грозном дизайнер Айшат Адуева. За шесть лет работы некоммерческая галерея стала главным представителем молодого чеченского искусства в России. В 2014 году здесь прошла выставка "1994-2014. Поколение XX", посвященная 20-летней годовщине начала первой чеченской войны, в 2015-м открылась выставка Аслана Гайсумова "Сядешь на чеченскую арбу, пой чеченскую песню" -- первая выставка в родном городе лауреата Future Generation Art Prize и участника основного проекта Московской биеннале 2013 года. В 2017 году ЦСИ стал активно сотрудничать с Северо-Кавказским филиалом ГЦСИ -- единственной государственной институцией в регионе, занимающейся современным искусством. Что смотреть на Триеннале: «Верность месту»: Аслан Гайсумов (персональная выставка, 2015) Екатерина Иноземцева, куратор: Это как пространство общей площадью 80 на 90 метров, где в подвале очень скромный выставочный зал. То есть это реально подвал дома. И первый этаж функционирует как антикафе. У проекта нет никакого государственного финансирования, но при этом участники выезжают на "Аланику", Северо-Кавказский ГЦСИ втягивает их в свою орбиту Москва Урбанфеминизм Исследовательско-активистский проект, созданный в 2015 году художницей Ульяной Быченковой и культурологом Александрой Талавер. Основная задача -- поиск адекватного языка для обсуждения проблем гендера, основной метод -- публичная дискуссия. Помимо лекций группа организует мастер-классы по самозащите женщин и благотворительные ярмарки крафтивизма. Результаты деятельности отражены в зинах -- самодельных изданиях, выручка от распространения которых направляется в Центр помощи пережившим сексуальное насилие "Сестры". Что смотреть на Триеннале: «Искусство действия»: "Урбанфеминизм" Александра Талавер: Сложно выделить какое-то отдельное событие, так как наш проект построен вокруг дискуссий -- и в этом смысле каждый разговор, очевидно, не зря, потому что он всегда новый. Но если говорить о каких-то переменах во внешней жизни, то для меня стала очень важной наша работа с Лией Панцалашвили, инструктором Московского центра крав-мага: во-первых, бесплатные уроки базовых приемов самозащиты получили распространение на феминистских событиях в Москве, во-вторых, Лия начала работать с психологами центра "Сестры" (кажется, опосредованно мы поспособствовали их знакомству) -- что кажется мне уникальным для Москвы форматом Владивосток 33+1 Галерея, открытая во Владивостоке в 2016 году и ставшая развиртуализацией одноименного проекта художника Павла Шукупова. В 2003 году Шукупов объявил о создании совместно с художниками Андреем Дышло, Петром Гореловым, Сергеем Сплавиновым, Павлом Малицким и Алексеем Кротовым независимой платформы для молодого дальневосточного современного искусства. Перечисленные художники (и многие другие) были придуманы Павлом Шукуповым, что, впрочем, не мешало группе заниматься организацией дальневосточной художественной сцены. Презентации 33+1 проходили в Санкт-Петербурге, Омске, Хабаровске, Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре, где к группе присоединялись единомышленники из художественной среды. Открытие галереи в историческом районе Владивостока стало началом невиртуального проекта по созданию независимого культурного кластера в городе. Что смотреть на Триеннале: «Мастер-фигура»: Арт-сообщество 33+1 Екатерина Иноземцева, куратор: Это человек-оркестр. Это раблезианского масштаба фигура. Это что-то из эпоса о Гаргантюа и Пантагрюэле. Он придумал 33 персонажа-художника (плюс один умерший), каждый из которых работает со своим "измом", выстраивает свою стратегию. Там есть скульпторы, живописцы, видеоартисты, там есть объекты. 33 его альтер эго составляют Союз художников России. То есть это такое фантомное образование, которое иронизирует над любыми формами художественного сообщества, над любыми академиями искусств, но которое при этом стало привлекать настоящих художников Омск Творческое объединение «Наденька» Творческое объединение, вдохновленное швейным кооперативом "Швемы" из Петербурга и "Фабрикой найденных одежд" и организованное в 2014 году в Омске. В группу входят Анастасия Макаренко, Мария Рыбка, Надежда Никифорова, Мария Александрова, Алена Исаханян и Оксана Усольцева. Большинство участниц окончили Школу вовлеченного искусства и работают в жанрах пространственного, феминистического и вещного акционизма. В Омске группа проводит семинары и лекции по современному искусству, феминистские чтения, фемликбезы, стимулируя публичное обсуждение феминистской повестки. Что смотреть на Триеннале: «Искусство действия»: Творческое объединение "Наденька", швейный кооператив "Швемы" (вдохновители) «Наденька»: Два года назад мы стали проводить в Омске фемликбезы, тогда нам казалось, что в Омске эта тема относительно новая и спорная, и мы чувствовали себя в изоляции. Но за два года многое изменилось -- стали появляться другие инициативы с фемповесткой, начала формироваться среда, в которой стало возможно открыто озвучивать свои идеи и находить единомышленниц. Мы надеемся, что и в дальнейшем эти практики будут развиваться и приведут к формированию фемсообщества в Омске