Войти в почту

Запрещенный прием или настоящее искусство: как смотреть на "особых" актеров

МОСКВА, 16 мар — РИА Новости, Анна Кочарова. Улыбаться, обязательно пожать руку при встрече или даже обнять: артисты спектакля "Язык птиц" БДТ им. Г.А. Товстоногова из Санкт-Петербурга собираются на репетицию шумно. Из 19 участников постановки семеро — студенты Центра социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом "Антон тут рядом". За последние несколько лет в нашей жизни появилось такое понятие, как инклюзивный театр. Это спектакли, в которых наравне с профессиональными актерами играют люди с ограниченными возможностями: постоянная программа работы с такими людьми есть у БДТ, две постановки ("Прикасаемые" и "Женитьба") были сделаны в Театре Наций, в "Идиотах" "Гоголь-центра" участвуют актеры "Театра простодушных". Список можно продолжить, но чтобы перечислить все сделанное, пальцев двух рук уж точно хватит. Ясно одно: люди, отличающиеся от навязанных стереотипов и шаблонных представлений, живут пока еще своей, отдельной жизнью. Общественные дискуссии последних недель — выступление на шоу "Минута славы" одноногого танцора Евгения Смирнова и выдвижение на Евровидение-2017 колясочницы Евгении Самойловой — лишь обнажили проблему: далеко не все готовы объективно воспринимать людей, которые в чем-то иные. Режиссер Борис Павлович Борис Павлович, режиссер-постановщик спектакля "Язык птиц", очень точно описывает сложившуюся ситуацию. "Мейерхольд в свое время сделал хрестоматийное наблюдение о том, как создать на сцене тишину, — напоминает Павлович. — Нужно заставить зрителя слушать звук капающей воды — и тогда он услышит тишину. В нашем обществе появились отдельные художественные проекты, связанные с людьми, которые вычеркнуты из жизни. И это заставило нас понять, что этих людей в нашей жизни на самом деле нет". "Язык птиц" в БДТ поставили в 2015 году. Наполненный живой музыкой и пластикой спектакль длится всего час. В основе постановки — поэма персидского суфийского мыслителя Фарида ад-Дина Аттара XII века. Сложный философский текст — лишь отправная точка для спектакля. Главные монологи поручены студентам Центра "Антон тут рядом". Безусловно, ни один из них не обладает поставленной актерской дикцией, даже напротив. Но, что удивительно, сбивчивость речи, ее произвольность нисколько не раздражают. Спектакль завораживает своей свободой и импровизацией, искренностью, ради которой в проект пошли многие молодые артисты БДТ. Репетиция спектакля "Язык птиц" "В первую очередь, мы, молодые артисты БДТ, хотели побольше участвовать в разных проектах театра, — рассказывает актер Александр Кононец. — Ребята из Центра "Антон тут рядом" очень талантливые, много чего умеют, они же неспроста с нами работают. Им не нужна какая-то особая помощь, как это многие себе представляют: вывести за руку на сцену, например, показать, как и что играть. Нет. Они мыслят очень нестандартно, но в то же время логично. Профессиональные актеры часто начинают мыслить шаблонно. А ребят послушаешь — и понимаешь, что можно мыслить иначе. Для меня работа с ними — обновление вдохновения, творческого ресурса". Для воспитанников "Антон тут рядом" работа с театром стала и терапией, и удовольствием. В день московского показа участник спектакля и студент Центра Максим Слесарев праздновал свой день рождения. Публику спектакля он покорил своими артистичными и почти балетными поклонами. В беседе Максим воодушевленно рассказывает о работе в спектакле, где есть место и сложностям, и удовольствию. Он радостно соглашается с тем, что сыграть спектакль в день рождения — это лучший подарок самому себе. Студент центра "Антон тут рядом" Максим Слесарев Координатор театрального направления Центра Валерия Наумова отмечает, что такой опыт, безусловно, полезен: студенты теперь быстрее адаптируются к новым условиям, они раскрываются, становятся более гибкими. "Моя задача в этой поездке состоит, в первую очередь, в том, чтобы они не перегружались, чтобы обязательно было время для отдыха, — рассказывает Валерия. Они, как правило, репетируют по два или два с половиной часа, после этого должны поесть, потом отдохнуть перед спектаклем. Перед выходом на сцену уже с ними занимается режиссер". Спектакль, который за время существования уже сыграли 11 раз, длится час. Актеры говорят, что зрители всегда реагируют по-разному: одни улыбаются, другие смотрят в задумчивости. По словам Валерии Наумовой, зрители не всегда отличают профессионалов и воспитанников Центра. Столь часто звучавший в последние недели вопрос о запрещенном приеме в случае работы с "особыми" людьми можно задать и на сей раз. Но "Язык птиц" — прежде всего хороший театральный спектакль. Доказательство тому — номинация в рамках конкурса крупнейшей российской театральной премии. Репетиция спектакля "Язык птиц" "Мы не можем и не должны делать вид, что не видим отличий этих людей со своими внешними и пластическими характеристиками, которые уникальны, — говорит режиссер Борис Павлович. — С чего зрители будут готовы, если их не готовят? Где наступает тот момент, когда я абсолютно готов? Мне нравится история кенийского лыжника, который никогда не видел снега и тренировался на роликовых лыжах. Он не был готов к Олимпиаде, но поехал, зарегистрировался и принял участие в забеге". "Я надеюсь, что публике это поможет лучше понимать других людей, — говорит актер БДТ Александр Кононец. Это важно в наши дни, когда мы в принципе настроены очень шаблонно". Репетиция спектакля "Язык птиц"