Ещё

В Мариинском театре поставили оперу Верди «Сицилийская вечерня» 

В Мариинском театре поставили оперу Верди «Сицилийская вечерня»
Фото: Ревизор.ru
Премьера «Сицилийской вечерни» состоялась в 1855 году в Парижской опере. Верди, хотя его это и раздражало, написал большую балетную сцену: принципы модной во Франции «большой оперы» такого непременно требовали. Как и квази-исторического сюжета, броских коллизий, впечатляющих массовых сцен и костюмной картинности. Все это есть в либретто драматурга Скриба, основанном на реальном историческом факте — восстании сицилийцев против захватчиков-французов в тринадцатом веке.
На фоне народных волнений, вызванных убийством местного герцога, пламенный патриот Прочида с соратниками (молодой сицилиец Арриго и его любимая Елена) сталкиваются с главой оккупантов, французским губернатором острова де Монфором. Арриго оказывается сыном Монфора и разрывается между преданностью восстанию и отношениями с идейно ненавидимым отцом. Финал кровавый — по сигналу колокола на свадьбе Елены и Арриго восставшие сицилийцы режут всех подряд.
Фото: Наталья Разина
Мариинский театр пригласил на «Вечерню» французского режиссера . Ставить про 1282 год Бернару было неинтересно. По его мнению, все эти восстания случились слишком давно и нынешнюю публику не взволнуют. Режиссеру хотелось чего-то современного. Новое решение лежало на поверхности. Ведь «сицилийская» провоцирует на слово «мафия». Как слово «швейцарский» вызывает в памяти «сыр» или «банк». К тому же, говорит Бернар, историю Сицилии знают немногие, а фильмы «Крестный отец» и «Однажды в Америке» смотрели все. И режиссер перенес действие в мафиозную среду. Кстати, он тут не первый. Бернар, правда, увел действие с Сицилии и отправил героев за океан, в Америку двадцатых годов, когда введение «сухого закона» стало раем для бандитов. Так Прочида стал главарем мафиозного клана, Монфор — полицейским комиссаром, а средневековые сицилийцы — жителями итальянского квартала в Нью-Йорке.
В итоге из трех составляющих «Вечерни» — любовной истории, конфликте поколений и освободительной борьбы — остались первые две. А вместо любви к родине появилась любовь к наживе.
Фото: Наталья Разина
Во время увертюры нас быстро вводят в контекст. Сперва черно-белая кинохроника: берег Америки, статуя Свободы, корабли с эмигрантами, очередь с чемоданами. Плюс краткий рассказ о «сухом законе» и безжалостном предводителе мафии Лаки Лучано, с которого списан нынешний Прочида. Тут же разыгранное в немой сцене «убийство герцога», то есть, по новым правилам, допрос эмигранта полицией, с пристрастием. Монфор заседает не в замке, а в кабинете со звездно-полосатым флагом. Прочида поет о патриотизме не на берегу, а в кабаке, глядя на фотографию. Американские сицилийцы встречаются около кафе «Палермо». Пища для ненависти к власти — внешне — возгласы «наших бьют». Но на деле главное — бутылки запрещенного виски, выливаемые полицией в канализацию.
Фото: Наталья Разина
Мужчины и женщины в тщательно воссозданных одеждах двадцатых годов наскакивают на стражей порядка, грозя кулаками и ножами (в финале поливая из ружей и револьверов). Елена, фактически муза мафии, приехавшая в действие на автомобиле, первую арию споет, сидя на ящиках со спиртным. Дуэт с Арриго проходит на складе контрабандной продукции, под рекламой вермута. На сцене будет «настоящая» американская тюрьма с массой подробностей: и тюремная виселица, с которой на наших глазах снимают повешенных. (Странно, что не электрический стул). А статую густо облепливают долларами.
Фото: Наталья Разина
Переделка сюжета и места действия в принципе не отменила духа «большой французской оперы», но забавно отразилась на восприятии слов (ведь старый текст никуда не делся). Офицера американской полиции называют «гордостью Франции» и «губернатором». Видимо, клички. А упомянутый Педро Арагонский, от которого ждут помощи — не король, как было в опере прежде, а, надо полагать, крестный отец союзной группировки.
Бернар довольно ловко погружает действие в быт и подчеркивает сходство спектакля с фильмами «про мафию». Мастеровито выделанная массовка то и дело замирает в стоп-кадрах. Камерные сцены происходят в пространстве небольших «выемок», вырезанных в недрах большого «черного кабинета». Ключевые дуэты поются на авансцене, это как крупный план в кино — и еще чисто оперное, за занавесом в этот момент меняют декорации.
Фото: Наталья Разина
Балет «Времена года», отважно не купированный режиссером, в четырехчасовом спектакле не вышел за пределы чистого «украшательства», тормозящего действие: кабаре для сицилийской диаспоры, полуголые девочки, фокстрот с канканом. Оркестр под управлением Гергиева играл броско и темпераментно, подчеркивая «итальянистость», как и положено у Верди, тем более в опере про злодейства мафии.
Правда, пылкая душевность мелодий не раз ступала в конфликт с предложенными бандитскими обстоятельствами. Иной раз такой конфликт высекал новые смыслы, в другие моменты заставлял скептически улыбаться. Но тут уж не дирижер виноват.
Главное вокальное впечатление — от великолепного (Прочида): не только фантастически красивый и сильный голос, но и безжалостность стервятника в актерской игре. Уверенно-крепко выступил (Монфор). Маститая , которая часто говорит о своей нелюбви к «режиссерским операм», тем не менее, вышла на сцену в партии юной Елены. Ее сценический любовник Арриго (Мигран Агаджанян), обладатель специфического тенорового тембра, во всяком случае, обладает темпераментом «под сицилийца».
Фото: Наталья Разина
В исконном раскладе «Сицилийской вечерни» были герои и антигерои. В нынешнем спектакле, что называется, все «хороши». «Это как в жизни», говорит Бернар, а жизнь — стечение далеко не всегда красивых реалий, и люди не делятся четко на хороших и плохих. Впрочем, Прочида, борец за родину с его высокопарными фразами, и в либретто Скриба безжалостный фанатик, не жалеющий людей ради абстрактной идеи. Втиснув «борца» в рамки мафии, Бернар, сам того, кажется, не ведая, поставил спектакль на злободневную тему. Он показал людей, которые трескучей риторикой прикрывают наглую жадность и кровавую подлость. Выспренно говорить и под этим прикрытием быть бандитом. Удобная позиция. Только и всего.
Видео дня. Что убило легендарную Людмилу Пахомову в 39 лет
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео