Полюбить Санчо Панса. Жизнь и работа лучших кукол мира
21 марта во всем мире празднуют Международный день театра кукол. В преддверии торжества корреспондент «ВМ» заглянул за кулисы Московского театра кукол имени Образцова, где репетировали спектакль о Дон Кихоте. Перед спектаклем его режиссер-постановщик, заслуженная артистка РФ Екатерина Образцова приглашает в музей кукол. Удивительно, но их начал собирать еще ее дед — основатель и вдохновитель театра Сергей Владимирович Образцов. Это самая большая коллекция кукол в мире, и она постоянно пополняется. — Каждый спектакль — это праздник, и потому он должен быть красивым, — говорит Екатерина. — Оттого и куклы, и музыка в спектакле так позитивны. Надеюсь, что все, что происходит на сцене, понятно нашему зрителю — взрослому или ребенку. Любимая кукла режиссера, как она сама признается, — верный оруженосец Дон Кихота, добрый Санчо Панса. За этот персонаж в спектакле отвечает артист Александр Кузьмин. — Я полюбил Санчо Панса, — улыбается он, готовясь к предстоящему действию. — Он меня обогатил и сделал лучше. Иногда мне даже кажется, что я обретаю некоторые его черты. Александр признается, что работать с куклами непросто. — Необходимо, чтобы каждое ее движение было плавным, — говорит он. — Впрочем, как это делается, вы и сами сможете увидеть, если во время спектакля останетесь за кулисами. С каждой куклой, изображающей тот или иной персонаж, работают двое. Но артистов зритель не видит, они на сцене за ширмой и одеты в черное. Часто в театрах простаивает работа, когда, например, ломается техника. В такие моменты кто-то спит прямо на месте, другие убивают время, болтая по телефону. В Театре Образцова зевать некогда, даже когда происходит что-то непредвиденное. Здесь все всегда вовлечены в процесс. Артисты занимаются куклами, рабочие сцены перемещают сложные декорации, а живая музыка звучит в исполнении профессионалов. Бурная жизнь в театре кипит круглосуточно. Есть даже отвечающий за музыкальные спецэффекты человек. Он создает их при помощи то обычной сковороды, в которую вовремя нужно ударить, следя за происходящим на сцене действием, или же при помощи консервных банок, брошенных в ведро. Все эти звуки усиливаются при помощи современной аудиоаппаратуры. Порядок в театре — самое главное. Именно так было и при его основателе — Сергее Владимировиче Образцове много лет назад.