В Музыкальном театре имени Наталии Сац завершается "Неделя старинной оперы"
Художественный руководитель театра Георгий Исаакян и известный исследователь музыкального барокко Эндрю Лоуренс Кинг пришли к этой идее обоюдно и закономерно. Режиссер, один из открывателей и пропагандистов опер Ренессанса и Барокко в России и один из самых авторитетных барочных арфистов мира, лауреат премий Grammy, Echo, Gramophone, основатель ансамбля The Harp Consort, дали в сумме замечательный творческий альянс. Появившаяся коллекция из трех старинных опер в репертуаре театра в полноценном сценическом воплощении Исаакяна, требовала специфических аутентичных инструментов и инструментально-вокальной подготовки исполнителей. Маэстро Кинг, носитель ренессансно-барочного языка, знаток той исторической эпохи, коллекционер старинных инструментов, – не только идеальный музыкальный руководитель, дирижер, но и педагог-мастер. Обучение, воспитание, погружение в специфику стиля всех исполнителей нового для театра репертуара потянули за собой лекции маэстро, практические занятия, школу и идею Академии. Фото: Театр им. Н. Сац 21 марта, поздравив Георгия Георгиевича с Международным днем старинной музыки, в перерыве открытой репетиции спектакля “Любовь убивает” мы попросили его рассказать об этой идее. " Проект Opera omnia – это некий промежуточный итог. Пять лет назад, предпринимая первую совместную попытку постановки оперы “Игра о Душе и Теле” итальянского композитора Эмилио де Кавальери мы не думали об этом. Не знали, что маэстро станет приезжать к нам регулярно. И я счастлив, что Эндрю поселился у нас и приезжает сюда, как домой, часть его инструментов даже хранится здесь. Но как раз выпуская последний спектакль “Любовь убивает” испанского композитора Хуана Идальго де Поланко, мы осознали – нужно развиваться дальше. Нам интересно друг с другом, но еще больше нам захотелось, чтобы вокруг этих спектаклей, этой музыки возникало целое большое сообщество людей также, как мы любящих это и воспринимающих старинную оперу, может быть, как одно из самых главных достижений человечества ," – прокомментировал Георгий Георгиевич. Сцена из оперы "Любовь убивает". Фото: Театр им. Н. Сац Почтенный четырехсотлетний возраст шедевров Ренессанса и Барокко требует овладения культурно-историческим и национально-жанровым кодом ранних опер. " Ренессанс и Барокко – это даже не форма, и не столько средства выразительности, сколько философия. Это последняя великая эпоха в истории человечества, когда человек предполагал, что все-таки есть Небеса. В этой музыке ты тянешься вверх в надежде, что тебе ответят. Эти первые образцы оперы как жанра столь совершенны, потому что они слышали Небеса внутри себя. Эта вертикаль рухнула в эпоху Просвещения. Почему сегодня так популярно Барокко? Это последняя возможность прикоснуться к Небу," – рассуждает режиссер. Вопросы аутентики и стилизации – краеугольный камень для исполнителей ренессансно-барочного репертуара. " Эндрю много шутит на эту тему ," – смеется Исаакян, – Он вроде бы должен быть аутентистом, но относится к этому скептически. Для того, чтобы был аутентичный спектакль в зале должен сидеть аутентичный зритель XVI- XVII веков. Тот, для кого библия не миф, не иносказание, а реальность, он так это воспринимает. Так как отсутствует такой зритель, то разговоры об аутентике приблизительны. К тому же мы реконструируем спектакль по манускриптам, по тому как кто-то написал. Попробуйте по рецензии, например, реконструировать описываемый спектакль. Получится ли нечто похожее на происходящее на сцене? Каждый слышит и интерпретирует по-своему. Например, у Эндрю 20 барочных арф. В идеале для разных композиторов, эпох, стран. Для нас то, вроде, нет особой разницы. И если гоняться за всеми мелочами, можно упустить главное – спектакли должны влюблять в себя, вступать в контакт со зрителем, не вызывая зевоты. Они должны быть живыми, не "сухими" и не состоящими исключительно из отсылок и цитат. Эндрю – идеальное сосуществование живого музыкантского начала и абсолютно погруженного в этот материал ." Фото: cielchercheur - LiveJournal Мастер-классы, проводившиеся Эндрю Лоуренсом Кингом в рамках проекта Академии старинной оперы, вызвали по словам присутствовавших студентов хорового училища состояние "выноса мозга" в самом хорошем смысле этого слова. Еще бы. Легко и непринужденно маэстро привел к общему знаменателю импровизацию барочного арфиста и любого джазового музыканта, посвящая всех в секреты стиля. " Эта музыка не отпускает, хочется, чтобы она была все время с тобой. Я бесконечно счастлив, что у нас три старинных оперы в театре, уже целая коллекция. Вроде бы не дело это детского театра, да не у кого руки не доходят. Но должна быть возможность прикоснуться к этому фантастическому миру ," – завершил свой рассказ Георгий Исаакян. Академия старинной оперы Opera omnia – это воскрешение того, что не заслуживает забвения. Весенние мастер-классы в Музыкальном театре Натальи Сац для всех практиков театра планируется повторить осенью и сделать это начинание регулярным.