Войти в почту

В городе под куполом. Никас Сафронов представил свою выставку в Омске

В Омском музее имени Врубеля открылась выставка работ заслуженного художника России Никаса Сафронова «Избранное». Картины экспонировались во многих городах России, Казахстана, Белоруссии и Украины. В будущее их увидят жители Англии, Франции, Германии, Кубы. Корреспондент omsk.aif.ru побывал на открытии выставки. Эта коллекция – это новый взгляд Никаса Сафронова, но там по-прежнему сохраняется глубокий психологизм, жизнь, - отмечает Юрий Трофимов, директор музея им. Врубеля. - Мы уверены, что будет большой поток посетителей. В 2011 году выставка работ Никаса вызвала огромный интерес среди омичей. Было много писем и звонков. Со временем количество поклонников его таланта в городе только увеличивается». Москва – страна в стране Выставка проработает практически два месяца до 21 мая. На ней представлены более 100 работ в различных жанрах и направлениях: классический портрет, символизим, пейзаж и полотна в авторском стиле дрим вижн (видения, возникающие на грани сна и пробуждения, памяти и забвения, зримого и галлюцинации). По словам самого Сафронова, работы в «Избранное» попали из коллекции его мастерской. Одну из будущих экспозиций он пообещал составить из музейных собраний. «Прошлую выставку посетило много людей - более 30 тысяч. Эта - совершенно другая, обновлённая. Я приехал с любовью, с огромным уважением. Скучал, мечтал. Здесь особый город. У меня возникло чувство, что вы находитесь под прозрачным куполом. Солнце-то светит, но вы живёте отдалённо от всего со своими традициями, хотя соблюдаете все интернетовские истории. Но остаётесь при этом со своим мнением, своими решениями и глубинной историей, она необыкновенно интересная, - говорит Никас Сафронов. - Колчак объявил Омск столицей. Считаю, что он столица по-настоящему, даже более чем Москва. Там всё разнородное: страна в стране, где нет цельности, всё замешано. Здесь всё стабильно, всё своё, особая стать, глубина». Отметил художник и тот факт, что его работы выставляются в музее имени Врубеля, которого по его словам «не любили и гоняли». «Горький писал пять-шесть разоблачительных статей только по одной выставке. Савицкий, Брюллов говорили, что он бездарность, пишет всякую глупость. А в Париже оказался лучшим художником. Всё-таки нужно принимать людей такими, какие они есть. И раз они стали интересными, заметными, поощрять, поддерживать». Никас также считает, что выставка его картин может лишний раз привлечь людей в музей, к работам великих мастеров прошлого. «Если бы эту коллекцию привезли в Третьяковку в Москву, сказали бы, что лучше ничего в мире нет, Лувр не стоял рядом – сколько есть в Омске шедевров. Нужно смотреть и изучать каждую картину, понимать чувствовать, - уверен Сафронов. - Если человеку хотя бы одна моя картина западёт в душу, значит я свою «Джоконду» написал для него. У нас задача не только «имя», но и искусство. Денег мы не зарабатываем, а если и получаем – отдаём на благотворительность. Я с этого ничего не имею, я показываю картины. На страховку и перевоз тратятся огромные деньги». Сытые желудком, но голодные до живописи Виктор Лапухин, министр культуры Омской области, желая пресечь разговоры о затратах и бюджете, объяснил, что этот проект постарались реализовать «не только с божьей помощью», помогли омские спонсоры и меценаты. «Это большое событие в культурной жизни Омска. Чем больше хороших талантливых россиян будут в стенах наших учреждений, тем лучше будет жить общество. У меня есть мечта: чтобы в наших учреждениях культуры основательно заработали попечительские советы, которые сегодня есть в Европе. Самые главные деньги несут граждане, я имею ввиду представителей большого бизнеса. Тогда бы мы не будем испытывать больших проблем в финансировании». По личному убеждению Сафронова богатые россияне должны заниматься благотворительностью и помогать развиваться различным сферам. Он рассказал о самых богатых китайцах, живущих по всему миру, но регулярно спонсирующих науку, культуру и спорт своей Родины. «Удивительно, что у нас вывозят и вывозят, пилят, рубят, сверлят, долбят. Я зарабатываю 80% за рубежом, но возвращаю деньги сюда и отдаю в помощь школам, в храмы. Считаю, что так должен делать каждый. Я научился, что честным быть полезнее и выгоднее, профессионалом быть удобнее, - считает художник. - Если нет искусства, культуры, нет государства. Так принято, государство всегда зиждется на творчестве. Нужно всегда пополнять городскую коллекцию музеев новыми работами современных художников, состоявшихся, неслучайных. Можно поддержать и Васю Пупкина, он стоит на улице, но надо брать тех, кто апробирован». Кстати, категорически не согласен Сафронов, что художник должен быть бедным и голодным, чтобы не растерять талант. «Чушь собачья! 95% известных художников были богаты. Какой Веласкес был бедным, когда он королю писал? Микеланджело писал для папы Римского, Леонардо дружил с Фанциском Первым – самым богатым завоевателем. У Ван Гога был богатейший брат. История несчастного бедного сумасшедшего художника – придуманная. Он болел последний год, и то – потому что пил абсент. Хотел всегда заработать деньги, был план, как создать имидж на жалости и печали, - рассказывает Никас. - Художники должны быть нормальные, голодные до живописи, творчества, благотворительности, помощи, любви к отечеству». Шары и энергетика Если с экспозиции в Омске какой-то меценат – для себя или для музея – решит выкупить картину, то половину суммы Сафронов отправит на благотворительность. Он хотел бы, чтобы на выставку пришли и те, кто не симпатизирует его творчеству – поменять своё мнение. И в качестве примера рассказал, о Паганини и музыканте из Чехии, который его не любил и считал он распиаренным и бездарным. Но на концерт композитора впал в эйфорию, первым закричал: «Браво, гений!» и остался поклонником на всю жизнь. «Я хочу, чтобы люди пришли, посмотрели и сказали: «Не правы те, что пишут. Не согласен с тем, что говорят». Если один человек привнёс душу в картину, она начинает жить самостоятельно. Поэтому в Оренбурге пять лет назад в последний день выставки на ночь запечатали двери, включили монитор и там, непонятно почему, из картин начали вылетать шары и залетать обратно, - рассказывает Никас. - Это энергетика. Как молящиеся намаливают иконы, так и зритель «намаливает» картины». Не все понимают, что же это за «шары», о которых постоянно рассказывает Сафронов. Оказалось, что это символ из детства. В три года маленький Коля увидел шаровую молнию. «В Ульяновске нас на первое время поселили в бараке. Мы с братом любили ночевать на сеновале в сарае. Самое лучшее время, кстати, - пляж, огород, всё своё. Вечером мы пошли, темнело, брезжил последний закат. И вдруг к нам подлетел шар и остановился в метрах трёх. Интересный, крутился, смотрел, как будто живой, голубой и зелёный. Так мне показалось - детское воображение конечно. Я хотел подойти ближе, но брат меня одёрнул. Мы рванули - он за нами. Забежали в сарай, захлопнули дверь. Произошёл взрыв, началась гроза, - вспоминает художник. - Шары преследуют меня всю жизнь, я рисую их много - это идеальная форма. Они для меня символические, мистические: шар – это вселенная, тайна, загадка, закрытость и в то же время необыкновенная привлекательность. Поэтому у меня любовь к женщинам больше среднего», - объясняет Сафронов. Сон с Леонардо Кроме того, как представить свои работы на открытии выставки, Никас провёл творческие встречи и мастер-классы. На последних он обычно смотрит работы участников, подправляет, подсказывает, говорит об основах и объясняет, в каком направлении двигаться. «У нас педагог зачёркивал просто, а мы учились друг у друга. Мастер-класс истинный, когда подсказываешь недочёты. Я состоялся как художник во сне, на четвёртом курсе института. Увидел, как гуляю по галерее, где висят мои картины, рядом идёт старик. Он делает замечания к моим работам, мы спорим, где-то я соглашаюсь. Потом оборачиваюсь – деда нет, поднимаю голову вверх, а это Леонардо. Он бросает мне шар, я ловлю. И тут я проснулся, - вспоминает Никас. - Состояние должно прийти не за счёт изучения старых мастеров, так не научишь человека. Был великий Брейгель старший – гений. А дети талантливые, способные, но далеки от гениальности, хоть и учились у великого». Сафронов пообещал, что обязательно привезёт как минимум ещё одну выставку в Омск и, возможно, подарит несколько работ. Есть некоторая вероятность, что он напишет портрет губернатора области Виктора Назарова. Художник объяснил, что таким образом выражаем благодарность неравнодушным к искусству: «Я не стесняюсь, я хочу сказать спасибо, что меня поддержали. Это не взятка, не подкуп, я это делаю постфактум. Я живу нормальной реальной жизнью и дружу и с простыми людьми, мне с ними комфортно. Жизнь и так настолько закручена, а если я ещё буду ухаживать за властью, бегать перед ними на задних лапках. Не хочу тратить своё драгоценное время, его так мало». С Омском Сафронова связывают не только персональные выставки и дружба с людьми искусства. На одной из его картин изображён парусник в облаках - из стихотворения «Воздушный фрегат» омского поэта Леонида Мартынова. «Я люблю этого замечательного великого поэта, проиллюстрировал бы его полностью с удовольствием», - говорит Никас Сафронов.

В городе под куполом. Никас Сафронов представил свою выставку в Омске
© АиФ-Омск