На ЗИЛе вновь зазвучали машины 

На ЗИЛе вновь зазвучали машины
Фото: РИА Новости
МОСКВА, 27 мар — РИА Новости, . Грохот и скрежет работающих станков и заводские гудки, демонстрации с красными флагами и громкоговорителями и спускающийся с потолка холодильник — иногда балет бывает и таким.
Культурный центр ЗИЛ в Москве представил постановку «Завод машин», созданную специально к 80-летию Дворца культуры завода. Музыку к балету заказали композитору из Рязани Андрею Кулигину — он выиграл специально объявленный по такому случаю конкурс. Хореографами выступили молодые постановщики и . Воплотил все это на сцене театр «Балет Москва», а музыку исполнил ансамбль солистов «Студия новой музыки».
Артисты труппы театра «Балет Москва» в сцене из танцевального спектакля «Завод машин» композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Индустриальная революция начала ХХ века, кажется, воодушевляла творцов: ритмы и мощь работающих машин завораживали композиторов. В 1922 году была впервые исполнена «Симфония гудков» композитора Арсения Араамова. Предполагалось, что для исполнения использовались заводские гудки, свист пара, шум самолетов и прочие машинные звуки.
Идеей такой революционной музыки были увлечены и другие русские авангардисты: например, композитор Александр Молосолов, автор «Музыки машин», или же , написавший балет «Стальной скок».
Артисты труппы театра «Балет Москва» в сцене из танцевального спектакля «Завод машин» композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
В начале ХХI века современные композиторы, судя по всему, уже не так активно поддерживают эти идею. Композитор Андрей Кулигин пишет музыку, в которой заводской энтузиазм остался в прошлом. Его партитура не столько «живописует» и изображает заводской шум, сколько заставляет задуматься.
Композитор рассказывает, что рабочим названием балета было «Время назад» — по аналогии со знаменитой темой Свиридова «Время вперед» (благодаря использованию на советском ТВ, навсегда связанной с программой «Время»). В одном из эпизодов автор даже использует фонограмму с отрывком из произведения Свиридова. Фокус лишь в том, что аудио звучит в реверсе.
Композитор Андрей Кулигин перед показом танцевального спектакля «Завод машин» в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Эту идею оставшегося в прошлом завода-махины подхватывают и хореографы постановки. По их задумке в начале спектакля артисты балета символизируют некую массу — жидкий металл, который постепенно во что-то формируется.
Дальше в этих философских размышлениях о взаимоотношениях человека и машины находится место и бытовым «описательным» сценам. Труппа превращается то в митингующую толпу с громкоговорителем и развивающимся красным знаменем, то в заводской конвейер, то просто в людей на танцплощадке. Спустя 100 лет с момента создания завода (в 1916 году) мощь машин и технический прогресс все меньше воодушевляют людей.
Хореограф Артем Игнатьев перед показом танцевального спектакля «Завод машин» композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
"Хотелось сказать о мире будущего, в который мы шагаем дружно, когда люди фактически не будут отличаться от машин, — рассказывает о спектакле хореограф Артем Игнатьев. — По сути, это и происходит. Благодаря гаджетам и девайсам мы сами превращаемся в машины, хотя сами этого и не замечаем".
Впрочем, в этой постановке нашлось место хорошей шутке. В середине спектакля на сцену на тросах опускается знаменитый холодильник ЗИЛ. Он почти что «ниспослан с неба» и дымит, как космическая ракета. Знаменитый предмет, который был почти в каждой советской квартире, становится еще одним «героем» постановки.
Артисты труппы театра «Балет Москва» в сцене из танцевального спектакля «Завод машин» композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Видео дня. Что будет, если человек попадет в черную дыру
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео