На ЗИЛе вновь зазвучали машины

МОСКВА, 27 мар — РИА Новости, Анна Кочарова. Грохот и скрежет работающих станков и заводские гудки, демонстрации с красными флагами и громкоговорителями и спускающийся с потолка холодильник — иногда балет бывает и таким. Культурный центр ЗИЛ в Москве представил постановку "Завод машин", созданную специально к 80-летию Дворца культуры завода. Музыку к балету заказали композитору из Рязани Андрею Кулигину — он выиграл специально объявленный по такому случаю конкурс. Хореографами выступили молодые постановщики Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев. Воплотил все это на сцене театр "Балет Москва", а музыку исполнил ансамбль солистов "Студия новой музыки". Артисты труппы театра "Балет Москва" в сцене из танцевального спектакля "Завод машин" композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве Индустриальная революция начала ХХ века, кажется, воодушевляла творцов: ритмы и мощь работающих машин завораживали композиторов. В 1922 году была впервые исполнена "Симфония гудков" композитора Арсения Араамова. Предполагалось, что для исполнения использовались заводские гудки, свист пара, шум самолетов и прочие машинные звуки. Идеей такой революционной музыки были увлечены и другие русские авангардисты: например, композитор Александр Молосолов, автор "Музыки машин", или же Сергей Прокофьев, написавший балет "Стальной скок". Артисты труппы театра "Балет Москва" в сцене из танцевального спектакля "Завод машин" композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве В начале ХХI века современные композиторы, судя по всему, уже не так активно поддерживают эти идею. Композитор Андрей Кулигин пишет музыку, в которой заводской энтузиазм остался в прошлом. Его партитура не столько "живописует" и изображает заводской шум, сколько заставляет задуматься. Композитор рассказывает, что рабочим названием балета было "Время назад" — по аналогии со знаменитой темой Свиридова "Время вперед" (благодаря использованию на советском ТВ, навсегда связанной с программой "Время"). В одном из эпизодов автор даже использует фонограмму с отрывком из произведения Свиридова. Фокус лишь в том, что аудио звучит в реверсе. Композитор Андрей Кулигин перед показом танцевального спектакля "Завод машин" в Культурном центре ЗИЛ в Москве Эту идею оставшегося в прошлом завода-махины подхватывают и хореографы постановки. По их задумке в начале спектакля артисты балета символизируют некую массу — жидкий металл, который постепенно во что-то формируется. Дальше в этих философских размышлениях о взаимоотношениях человека и машины находится место и бытовым "описательным" сценам. Труппа превращается то в митингующую толпу с громкоговорителем и развивающимся красным знаменем, то в заводской конвейер, то просто в людей на танцплощадке. Спустя 100 лет с момента создания завода (в 1916 году) мощь машин и технический прогресс все меньше воодушевляют людей. Хореограф Артем Игнатьев перед показом танцевального спектакля "Завод машин" композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве "Хотелось сказать о мире будущего, в который мы шагаем дружно, когда люди фактически не будут отличаться от машин, — рассказывает о спектакле хореограф Артем Игнатьев. — По сути, это и происходит. Благодаря гаджетам и девайсам мы сами превращаемся в машины, хотя сами этого и не замечаем". Впрочем, в этой постановке нашлось место хорошей шутке. В середине спектакля на сцену на тросах опускается знаменитый холодильник ЗИЛ. Он почти что "ниспослан с неба" и дымит, как космическая ракета. Знаменитый предмет, который был почти в каждой советской квартире, становится еще одним "героем" постановки. Артисты труппы театра "Балет Москва" в сцене из танцевального спектакля "Завод машин" композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве

На ЗИЛе вновь зазвучали машины
© РИА Новости