Театр особого актера
В Томске есть необычный театр — режиссер называет его особым. Зрителям в нем необязательно хорошо слышать — благодаря “Индиго” томичи и гости города могут не только увидеть театральные постановки с глухими актерами, но и научиться лучше понимать друг друга, что особенно важно для здоровых людей. В День театра ТАСС рассказывает о том, как и зачем создавался “Индиго” и о том, как относятся особые актеры к возможности реализовать себя. Особая идея Театр авторский, создал его 10 лет назад томский режиссер, заслуженный артист России Александр Постников. Сам он сразу предупреждает: это не театр глухих и для глухих, спектакли адаптированы под обычного зрителя, поскольку язык жестов дополняется диалогами обычных актеров. Поэтому смысл спектаклей понимают все, а не только глухие и слабослышащие зрители. Режиссер рассказал нам о том, как к нему пришла идея создать театр. — Еще в 1976 году я открыл в Томске студию пантомимы при Доме ученых, которая просуществовала 20 лет, — вспоминает Постников, — За это время через меня прошло около 800 человек. На подготовку каждого из них уходило по 3–5 месяцев, а потом они покидали коллектив в силу различных жизненных обстоятельств. Вкладываешь в человека силы, нервы, время, а его все равно одним творчеством не удержать. Потом я уезжал жить в Санкт-Петербург, где работал в Ленинградском театре комедии имени Акимова и Санкт-Петербургском молодежном театре на Фонтанке. По возвращении на работу в Томский областной театр Драмы появилась мысль создать собственный профессиональный коллектив. Так возникла идея театра “Индиго”. А поскольку глухие люди более чистые, чуткие, пластичные и без фальши, решил заниматься с ними. Параллельно в группу набрали здоровых ребят. Так совместно и началась работа над “Индиго”. Темно-синяя аура “Индиго” Происхождение названия “Индиго” автор проекта объясняет так: — Аура цвета “Индиго” у многих одаренных детей, а среди людей с разными ограниченными возможностями очень много творческих, талант которых надо вовремя увидеть, распознать и реализовать их потенциал. Сложностей в общении не возникало: в Школу-Студию-Театр (ШСТ) “Индиго” сразу пришла сурдопереводчик Наталья Онищук, сначала помогала она. А теперь Постников и сам, по его признанию, неплохо владеет языком жестов. — Жестовый язык знают и те студенты, которые параллельно с нашими глухими занимались в областном колледже культуры актерским мастерством. Именно они, сейчас уже актеры ТЮЗа, начинали играть с “индиговцами” в спектаклях. Уже потом я стал привлекать актеров из театра Драмы. Год назад был реализован театральный проект с театром “Скоморох” имени Виндермана. Приезжал известный режиссер Гарри Робсон из Великобритании, который поставил спектакль “Последнее шоу”, попавший в шорт-лист премии “Золотая маска”. Была проделана огромная работа: нам приходилось переводить с английского на русский, а уже с русского на жестовый язык, а тут своя сложность: жесты насчитывают не более 1500 слов, поэтому перевести Чехова, Дорошевича и даже песню на жестовый язык — огромная заслуга профессионального сурдопереводчика. Тем не менее проект состоялся, актеры сдружились и уже общаются без помощи сурдопереводчика. Громкое молчание Театр “Индиго” — один из немногих особых театров в России, имеющий финансирование, в то время как почти все особые театры существуют исключительно за счет грантов и спонсоров. — За все театры трудно сказать, но на тот момент, когда у нас появилось бюджетное финансирование, только один театр в Москве имел государственную поддержку — Театр мимики и жеста. Как удалось нам? Трудно. В 2010 году, когда первая группа глухих и слабослышащих ребят получила дипломы “Актера театры драмы и кино”, у нас не было ни площадки для выступлений, ни возможности трудоустройства ребят. При этом за плечами уже имелся положительный фестивальный опыт и награды. В какие инстанции я только ни обращался — везде мне давали от ворот поворот. Многие в принципе не верили, что такой театр мог состояться в профессиональном плане. Было, что брал кредит под себя в банке и вывозил коллектив в Москву на фестиваль “Протеатр”, а потом выплачивал с зарплаты актера театра Драмы. Было некуда складывать костюмы и минимальные декорации уже действующих спектаклей. Костюмы подбирали в секонд-хендах. Некий кочующий театр. В какой-то момент пришла усталость от бесконечной беготни по чиновникам Департамента по культуре. И я объявил — все, театр “Индиго” на грани закрытия. Только после того, как история и проблемы театра были преданы огласке, о нем заговорили в СМИ, и Департамент по культуре не смог больше отмалчиваться, начались совещания на уровне областной и городской власти и было принято решение: актеров “Индиго” трудоустроить в муниципальный зрелищный центр “Аэлита”, дать возможность репетировать, ставить спектакли. Теперь Постников мечтает о собственном здании для театра, большем числе репетиционных точек, увеличении финансирования на зарплату, декорации и костюмы. — Но это, как говорит мой директор, “хотелки”, — улыбается главный режиссер. — На данный момент все трудоустроены и есть своя площадка для репетиций и выступлений. Все остальное зарабатываем грантами регионального и городского уровня, стипендиями Союза театральных деятелей, иными проектами. Сегодня театр “Индиго” включен в Реестр областных, государственных, муниципальных, негосударственных и иных театров, постоянно находящихся и действующих на территории Томской области. В активе театра — постоянная труппа, состоящая из профессиональных актеров плюс участвующие в спектаклях и проектах актеры других томских театров. Театр “Индиго” реализовал три проекта с ребятами из благотворительного фонда “Обыкновенное чудо”. Это проект “Чудо-театр”, в рамках которого создали спектакль-конструктор “Как я родился”. Этот спектакль объединил в себе кукольный, теневой и драматический жанры. Ребята с ограниченными возможностями здоровья из фонда “Обыкновенное чудо” озвучивали этническую сказку с одновременной демонстрацией теневого театра, а актеры театра “Индиго” работали в пластическом жанре. После этого реализовали проект “Радиотеатр”, который позволил не акцентировать зрительское внимание на физических особенностях актеров. Затем на DVD-диски записали оригинальные сказки разных народов, которые передали председателю Томского регионального отделения Всероссийского общества слепых Александру Кирееву, чтобы бесплатно раздавать их слепым и слабовидящим жителям Томской области. — Сейчас мы сняли полный метр — картину “Слепцы”, где заняты актеры “Индиго”, других томских театров и молодые люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Съемочный опыт полнометражного фильма у “Индиго” уже был — это картина по спектаклю “ЗЛО умышленники”, где снялись глухие и слабослышащие профессиональные актеры театра “Индиго”, ТЮЗа, а также студенты Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций с ограничением по слуху. Фильм получился настолько удачным, что в Год кино и решили снять еще один — “Слепцы” — о том, как выжить людям после атомной войны, об одиночестве и толпе. Администрация Томской области поддержала идею, на выделенный грант закупили профессиональное оборудование и процесс пошел. Съемки фильма завершились в прошлом году, фильм показали на V международном фестивале театрального искусства Terra Incognita в Санкт-Петербурге, где он завоевал диплом и авторскую маску фестиваля. Режиссер говорит, что фильм, в котором участвуют актеры с серьезными дефектами слуха, профессиональные актеры других театров и молодые люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, тоже оказался единственным в своем роде — в репертуаре российских фильмов такого прецедента не было. Татьяна Дремина