В Донском монастыре желающие расписали пасхальные игрушки дореволюционными краскам

В храме Серафима Саровского в Донском монастыре прошел необычный мастер-класс. Какими красками передавали образ мира художники прошлого? Почему не меркнут фрески Дионисия, а картины Куинджи светятся? И почему многие современные художники сбиваются с ног в поисках той самой краски? В Донском монастыре, где давно работает группа талантливых реставраторов, восстанавливающих убранство главного собора, знают толк в художественных премудростях. На днях в храме Серафима Саровского в Донском монастыре прошел необычный мастер-класс. Молодые художники Андрей и Екатерина Епихины принесли редкие дореволюционные флакончики с пигментами. Вместе с лучами яркого весеннего солнца невероятные краски озарили высокий светлый придел храма, где стараниями матушки Ирины Крижановской каждое воскресенье собираются мастера прикладного искусства, чтобы показать детям и родителям разные техники – от валяния и бисероплетения до изготовления игрушек и росписи по дереву. Старинные флакончики переходили из рук в руки собравшихся, а еще – маленькая стеклянная трехгранная призма в старинной коробочке, любовно сохраненная наследниками художников, коллекционерами и любителями искусства. Через такую призму художники прошлого, многие из которых благодаря своему искусству перешагнули порог вечности и остались в веках, смотрели, преломляя солнечный луч, какой цвет получается. У Андрея целая коробка из-под печенья – тоже антикварная – в которой хранятся волшебные пузырьки с порошками, стеклянный пестик для растирания пигментов – настоящий волшебный ларец. Сухие вещества не такие яркие. Но превращения растертых минералов еще впереди. Вот красный – это киноварь. Такого минерала в царской России было много, на Украине в 19 веке были разработаны большие месторождения. А вот зеленого – совсем мало. Он у нас пойдет только на декор для деревянных курочек. Андрей – мастер на все руки – искусно выпилил их из двух довольно крупных деталей специально для пасхальной ярмарки. Она пройдет в Донском монастыре, как обычно – в Светлое воскресенье. А деньги отправятся на благотворительность. Поэтому у нашего занятия особое настроение: дореволюционные краски оживут на поделках, которые разойдутся в день праздника и принесут радость людям. - Конечно, работа с натуральными красками требует времени, – комментирует Андрей. - Но зато настраивает на работу очень хорошо. Сейчас уже мало кто так работает – только по-настоящему увлеченные люди. Ну а результат, конечно, не сравнить ни с какими, даже самыми дорогими современными красками. Акрил, например, оставляет пленку, которая рано или поздно слезет. А темпера, несмотря на сложную укрываемость, держится веками и даже тысячелетиями. Начинаем творить охру. У юных художников она идет нарасхват. При растирании «земля», как называют художники этот пигмент, дает неожиданно удивительный цвет. При нанесении на дерево первый слой получается почти золотым – прозрачным и светящимся. Выходит очень интересно, у всех совершенно по-разному, и мы, как люди, впервые сталкивающиеся с таким превращением, по-детски радуемся. - Не надо бояться мазков, - говорит Андрей. Ни одна химическая краска не сравнится с натуральной. Тут и свет, и цвет. Каждый слой дает новый оттенок и новую игру света.

В Донском монастыре желающие расписали пасхальные игрушки дореволюционными краскам
© Вечерняя Москва