Музей современной истории России рассказал о бремени революции

21 марта 1917 года журналист Владимир Кранихфельд выступил с предложением создать в столице Музей революции, чтобы сохранить для будущих поколений историю освободительного движения. Через 100 лет в музее, уже сменившем название на менее мятежное, открылась полномасштабная выставка «1917. Код революции». — Это не художественный проект и не экспозиция каких-то материальных ценностей. Это выставка-размышление, и главная ее ценность — информация, которой обладают подлинные исторические документы, — отметила куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела вещевых фондов Государственного центрального музея современной истории России Наталья Карлюченко. Листовок — 150 штук, газет — 10 изданий, фотографий — около 500, указов, телеграмм и прочих документов — 500, — читаем в списке экспонатов. В общей сложности Музей современной истории России совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ) собрали около 1,5 тыс. предметов и дополнили экспозицию интерактивными программами. С их помощью можно узнать, о чем писали газеты в разные дни и месяцы рокового года, услышать записи с воспоминаниями свидетелей революционных волнений. По словам куратора, часть из представленных экспонатов когда-то была принесена в Музей революции ее непосредственными участниками. Есть, например, среди экспонатов кобура Якова Юровского, руководившего расстрелом императорской семьи. В 1927 году революционер сам принес свое оружие, чтобы «укрепить» экспозицию музея. А также приложил к нему письмо, в котором говорится, что в обойме не хватает патронов: ими он расстреливал дочерей Николая II. — Само оружие в 1930-е годы у музея забрало НКВД, нам оставили только кобуру и письмо. Я очень рекомендую всем прочитать его, такой документ говорит за время и эпоху, характеризует людей. Мы с вами ужасаемся, когда сейчас его читаем, а тогда оценка этих событий в обществе была совершенно другой. Тем и страшны революции — они выпускают на волю самое черное, что может быть в человеке, — рассказала «Известиям» Наталья Карлюченко. Впечатляет масштаб экспозиции — пять залов общей площадью более 700 кв. м посвящены главным периодам революционной истории. Проход к витринам оформлен в виде арки, состоящей из массивных красных блоков. В первом зале посетителей ждет рассказ о России с начала XX века до 1917 года. Следом за ним — события с февраля по октябрь 2017-го. Третий зал рассказывает о событиях 25 октября 1917 года и последовавших за ними коренных изменениях в стране. Четвертый — о становление власти большевиков. Пятый представляет предметы революционного прикладного искусства: тарелки, плакаты, статуэтки. Экспонаты впечатляют разнообразием: обшарпанная створка двери одной из камер Александровского централа Иркутска — как свидетельство указа Временного правительства об амнистии политзаключенных; связка ключей от комнат Александровского дворца, где с марта 1917 года под арестом находился император Николай II с семьей; знаменитый гудок главных железнодорожных мастерских Омска, по сигналу которого железнодорожники сибирского города присоединились к Всероссийской стачке 1917 года; деревянная урна, оставшаяся от выборов в Учредительное собрание; предметы интерьера кабинета Якова Свердлова — пишущая машинка, кожаное кресло, лампа и стол, обитый синим сукном... Открывая выставку, министр культуры России Владимир Мединский процитировал английского драматурга Бернарда Шоу: «Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое». Архивные материалы проекта «1917. Код революции» тому подтверждение.

Музей современной истории России рассказал о бремени революции
© Известия