Вечная история любви: “Жизель” возвращается на нижегородскую сцену
Впервые балет был поставлен в Нижнем Новгороде – в те времена еще Горьком – в 1959 году, и публика принимала его очень тепло. Затем “Жизель” возвращалась на сцену в 1967 и 1984 годах. За основу постановщики брали классическую редакцию, которую осуществил знаменитый балетмейстер Мариус Петипа для Мариинского театра. Последняя постановка на нижегородской сцене шла до середины 1990-х годов. Нынешняя версия стала четвертой. “Жизель” - один из бриллиантов в короне мирового балета, - говорит московский балетмейстер-постановщик Юрий Ветров. – Но сохранить его удалось только благодаря России. Когда спектакль впервые был поставлен в 1841 году во Франции, спустя 15 лет он был снят с репертуара и незаслуженно забыт. В российских же театрах он шел всегда. Когда спектакль привезли в Париж, французы заново открыли его для себя. Этот момент говорит о том, что нельзя забывать свою историю.” В то же время, по словам Ветрова, каждый спектакль живет на сцене со своими исполнителями, своим постановщиком и своей публикой, а когда эпоха уходит, требуется другая интерпретация, так как появляется новое поколение зрителей. Фото: Надежда Кей “Мы понимаем, что театр – это не музей, где можно поставить артефакт, который будет стоять сотни лет. Спектакли надо адаптировать к сегодняшней публике, так как время стало другим, - продолжает балетмейстер. – Вместе с тем, нельзя допустить, чтобы наше наследие было утрачено, ведь мы передаем его следующим поколениям. “Жизель” - это вечный спектакль, который не укладывается ни в какие временные рамки. Сюжет о любви, предательстве и человеческих пороках всегда будет актуален. И я думаю, что эта постановка не последняя. Балет не должен уходить из репертуара театра. Для артистов это своего рода мастер-класс: они учатся на этом спектакле. Сегодня во многих театрах существует тенденция сделать то, чего не было у других. Но я по возможности старался сохранить все, как это было. В то же время, спектакль стал динамичнее.” Преемственность поколений ощущается и в том, что партия графа Альберта вновь досталась солисту балета Александру Лысову, который уже выходил на сцену в этом образе 20 лет назад в предыдущей постановке. “Кардинальных различий между этими двумя постановками нет, только в мизансценах, а сам сюжет остался без изменений, - отмечает Александр. – Несмотря на то, что мой персонаж – лукавый мужчина, который играет с девушками и заводит интрижки, мне интересна сама драматургия, эмоции и переживания. Особенно я это смог прочувствовать во втором акте. ” Партию Жизели исполняет Татьяна Кайнова, известная нижегородской публике по ролям Маши в “Щелкунчике”, принцессы Авроры в “Спящей красавице” и Белоснежки в одноименном балете Хачатуряна. Фото: Надежда Кей “Моя героиня – это девушка, ожидающая чуда и ищущая новых эмоций, - так видит образ Жизели Татьяна. – Она верит в сказку, которая в итоге обернулась разочарованием и ложью.” Балетмейстер также подчеркнул, что сегодня ритм спектакля стал близок и понятен каждому. Это выразилось, в том числе в эмоциональных решениях. “Балет – один из самых консервативных видов искусства, но именно благодаря этим жестким рамкам он сохранился, - считает Юрий Ветров. – С труппой нижегородского театра оперы и балета я уже работал: ранее ставил здесь “Лебединое озеро”. Я вижу, что артисты не просто механически исполняют свои партии, а понимают, и чувствуют, что нужно делать, и это очень важно.” Художественное оформление спектакля продиктовано самим сюжетом. Так как действие происходит во время сбора винограда, декорации выполнены в красках осени – золоте, охре и багряных тонах. Над ними работал заслуженный художник Чувашской республики Валентин Федоров. Ранее он оформлял в нижегородском театре оперы и балета спектакли “Истории любви” и “Штраус. Жизнь артиста”. Он же придумал и костюмы персонажей. Фото: Надежда Кей “Мне хотелось создать прозрачный, нежный, красивый спектакль, - рассказывает Валентин Федоров. – “Жизель” - один из немногих классических балетов, имеющих свою партитуру. Когда я работал над спектаклем, опирался на произведения французских художников XVIII – XIX веков. А поскольку во втором акте появляются виллисы - девушки-духи, которые парят над сценой, я должен был им в этом помочь. Хотя сама техника танца дошла до того, что такое стало возможным, это было достаточно сложно, а как все получилось, оценит зритель.” Фото: Надежда Кей По словам художника, он старался избегать революционных новаций, которых не должно быть в классическом балете. Тем не менее, он представил свое видение оформления спектакля. “Во втором акте появляется одиноко стоящее сухое дерево, которое символизирует в декорациях образ самой Жизели – девушки, иссохшей от любви, - говорит Федоров. – Также использовалась аппликация и традиционные для пространственного ландшафтного театра технологии. Здешние мастера постарались воплотить мои идеи. Кроме того, мне хотелось показать контраст между двумя актами. Первый – некий гимн жизни, второй – полная противоположность ему. Если говорить о костюмах, то наиболее интересно мне было работать над образом Альберта. Несмотря на свое знатное происхождение, в первом акте он носит народную одежду. Мне хотелось решить соединение этих двух ипостасей.” Фото: Надежда Кей По мнению членов художественного совета, принимавших спектакль накануне премьеры, балет поставлен в настоящей академической манере “чистой классики”, он получился одухотворенным и очень тонким. В театре уверены, что новая постановка, как и предыдущие, будет иметь успех.