Единственный критерий

Всемирный день театра — торжество не только профессионалов от лицедейства. Под обаяние чар Мельпомены, покровительницы театра, попадает все больше москвичей. По коллегам сужу: один пришел на работу под впечатлением от философского спектакля-притчи Римаса Туминаса в Театре им. Евг. Вахтангова, другие обсуждают достоинства чеховской трилогии Андрея Кончаловского в Театре им. Моссовета, кто-то собирается идти на «Мастера и Маргариту» Сергея Женовача... Театр переживает ренессанс, и с каждым годом все более очевидно, что это чуть ли не единственный из оставшихся видов искусства, который по своей «живой» сути исключает возможность фальсификации. Станиславский все уже сказал: вы или верите в то, что происходит в ста разделяющих ваше место и сцену метрах, или нет. Вот так, просто и душевно, как близким людям, верите. Единственный критерий. Ну и как тут не любить театр? А москвичам и вовсе жаловаться грех — все лучшие театры страны сосредоточены сегодня у нас. И дело вовсе не в том, что в их бюджетах денег больше — парадоксально, но лучшиеспектакли делаются при наименьшем финансировании. Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Драма — спектакль большой формы» за 2016 год — «Сон в летнюю ночь» Мастерской Петра Фоменко сделан буквально из огромных белых тряпок и хорошей актерской игры. И таких случаев в Москве множество, хотя выдать шедевр могут при желании любые сцены страны. Если лет 40 назад с нами конкурировала Северная столица, где были БДТ под руководством Георгия Товстоногова и Театр им. Ленсовета Игоря Владимирова, то сейчас все баталии в прошлом. Москва — первая среди равных. Вот уже петербуржцы Данила Козловский и Лиза Боярская едут в Первопрестольную, чтобы играть премьеры. И посмотреть, что такое русский драматический театр, люди со всего мира едут именно к нам. Есть, впрочем, и ложка дегтя в этой бочке меда. Скандалы. Для кого-то они — главные инструменты по созданию славы, кассы… Перечислять примеры нет смысла. Но они, скандалы, как пузырьки шампанского — на поверхности и быстро испаряются. Зачем серьезно относиться к тому, что вскоре забудется? Оригинал Константин Богомолов, помнится, в МХТ им. А. П. Чехова уж шумел-шумел некоторое время назад. А что сейчас? Кто, спустя пять лет, пойдет на его четырехчасовую фантазию? Кому надо было, тот посмот рел, а во второй раз — ноги не ведут. А чтобы проще было отделить зерна от плевел, неискушенным зрителям подсказка: там, где скандал, не ищите искусство (разве только искусство коммерции). Служенье муз не терпит суеты, не любит пересудов. Только признание и любовь. Чего-чего, а их в театральной Москве, слава Богу, в изобилии.

Единственный критерий
© Вечерняя Москва